Нелепость утверждения о «природной необходимости» (2)

Если этот чрезвычайно гармоничный, соразмеренный, искусный, мудро сотворённый мир созданий не будет отнесён одному безгранично Могущественному и Мудрому, а будет приписан природе, то станет необходимым, чтобы природа в каждом кусочке земли имела столько механизмов и типографий, сколько имеется их во всей Европе, – дабы этот кусочек земли, являющийся основой для произрастания и ткацким станком для бесчисленных цветов и плодов, смог вырастить и создать их. Ибо явно видна его способность создавать и придавать весьма разнообразные, отличные друг от друга формы всем цветам, семена которых поочерёдно были посажены в горшочек земли в котором они взращивались. Если их сотворение не отнести Всемогущему Творцу, тогда в земле внутри горшка для создания каждого цветка должен иметься нематериальный, персональный, естественный механизм, иначе этот процесс не сможет осуществиться. Ибо семена состоят из одних и тех же веществ, как и семя животных или яйца.

То есть помимо того, что они состоят из разнородного, бесформенного, тестообразного соединения водорода, кислорода, углерода, азота, также в этом процессе присутствуют такие по строению несложные и неразумные природные явления, как  воздух, вода, тепло, свет движущиеся навстречу всему подобно сели. И такое разнообразное, чрезвычайно гармоничное и искусное образование из той земли этого бесчисленного множества цветов очевидно и неизбежно вызывает необходимость того, чтобы в том горшочке земли имелись нематериальные и в мелких масштабах типографии и фабрики, по своему значению равные всей Европе, – дабы этот горшочек земли в таком количестве смог ткать живые ткани и тысячи видов различных разукрашенных материй.

Таким образом, сравни, в какой степени отдалилось от благоразумия безбожное суждение натуралистов. Несмотря на то, что опьянённые глупцы в облике человека, считающие природу творцом, претендуют на “всестороннюю образованность и разумность”, посмотри, насколько далеко они отошли от разума и науки и какую невозможную и невероятную бессмыслицу приняли себе за учение! Посмейся над ними и плюнь!

Если же скажешь: “Если всё сущее будет отнесено природе, то возникают такие невероятные нелепости, образуются такие трудности, которые просто невозможны. А как же исчезают эти трудности, если всё отнести Единственному Творцу, который ни в ком и ни в чём не нуждается, но в котором нуждается всё? И каким образом та трудная невозможность превращается в эту лёгкую необходимость?”

Ответ. Как было изложено в первой нелепости, Солнце, проявление его отражения, очень легко, без затруднений проявляет свои качества и воздействие посредством маленьких своих подобий (“солнышек”, то есть отражений солнца) начиная от самого маленького осколочка до поверхности самого большого моря. Но если не признать связь этих “солнышек” с солнцем, тогда придётся согласиться, что в каждой частице отражающей солнце, с большим трудом в степени невозможности существует некое материальное, естественное и отдельное солнце. Подобно этому примеру, если каждое создание будет непосредственно отнесено к Единственному Творцу, то в степени необходимости легко и просто благодаря связи (с Творцом) и проявлению (Его Имён) каждому созданию возможно будет дать всё, что ему необходимо. Если же разрушится эта связь (с Творцом) и то исполнение превратится в анархию, и если каждое создание будет предоставлено самому себе и природе, тогда придётся с большими трудностями в степени невозможности допустить, что слепая природа находящаяся внутри живого создания, например такого как муха, и сотворившая весьма удивительный механизм её тельца, представляющий собой некий маленький каталог Вселенной, является таким обладателем могущества и мудрости, что способна сотворить Вселенную и управлять ею. Но это уже не одна, а тысячи нелепостей.

Одним словом, подобно тому как невозможно чтобы у Необходимо Сущего (Творца) был сотоварищ или Его подобие, так и в Его управлении Вселенной и в сотворении вещей, вмешательство посторонних невозможно и нелепо.

А затруднения же, имеющиеся во второй нелепости, – как было доказано во многих брошюрах – если всё будет отнесено Единственному Творцу, тогда всё будет так же легко и просто, как одно создание. Если же приписать причинам и природе, тогда сотворение одного-единственного создания будет так же трудно, как сотворение всего сущего. Это доказано многочисленными и твёрдыми доказательствами. Вот вывод одного из них:

Например, если человек в военном или служебном отношении будет иметь связь с правителем, тогда этот военный или служащий с помощью силы этой связи сможет выполнить такие задачи, которые в сто тысяч раз превышают его собственные силы. И иногда от имени своего правителя возьмёт в плен другого правителя. Ибо снаряжение и силу, необходимую для выполняемых им задач, он не несёт на себе, и ему не приходится этого делать. Благодаря той связи эту силу и снаряжение несёт казна того правителя и войско, являющееся его опорой и поддержкой. Стало быть, выполненные им задачи могут быть так же грандиозны, как дела правителя; а проявленные им результаты – так же удивительны, как результаты деятельности целой армии.

Да, действительно, муравей в этом отношении служения, разрушает дворец фараона, а муха с помощью этой связи умертвляет Намруда. Благодаря этой связи сосновое семечко, подобное зёрнышку пшеницы, производит все необходимые системы и органы большого соснового дерева.

Если же разрушится эта связь, и он будет освобождён от той службы, ему придётся на своей спине и на руках нести всё снаряжение и силу для предстоящих дел. В таком случае он сможет выполнить задачу по мере незначительных сил, имеющихся в его руках, и по числу боеприпасов на его спине. Если задачи, легко выполнимые в прежней ситуации, потребовать от него выполнить в данной ситуации, то конечно ему понадобится иметь в своих руках силу, по мощи равную целой армии, а на свою спину ему придётся возложить всю военную промышленность того правителя. Даже юмористы для смеха рассказывающие всякие удивительные небылицы и сказки, и то постеснялись бы такого вымысла!..

Одним словом, лёгкость в степени необходимости возникает в том случае, если предоставить сотворение всех существ Необходимо Сущему (Творцу). Трудности в степени невозможности появляются тогда, когда сотворение причисляется природе и это переходит за пределы разумного.

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )