(Утверждение) —
“Природная необходимость”, — то есть природа создаёт необходимость, природа творит. И это суждение содержит в себе много нелепостей. Для примера рассмотрим три из них.
Первая.
Если наблюдаемые в созданиях, особенно в живых, искусность и созидание которое происходит проницательно и мудро, не будут отнесены перу предопределения и могущества Извечного Солнца (т.е. Аллаха), а будут приписаны слепой, глухой, немыслящей природе и силе, тогда для того, чтобы природа сумела сотворить, необходимо, чтобы в каждом создании имелись её многочисленные нематериальные механизмы и типографии, или, чтобы в каждом создании она заложила некое могущество и мудрость, которые способны сотворить Вселенную и управлять ею.
Ибо, например, проявления и отражения Солнца видны на поверхности земли в мельчайших осколках стекла и на капельках воды. Если эти маленькие “солнышки”, в которых проявляется и отражается солнце, не будут отнесены единственному небесному солнцу, тогда придётся признавать, что в маленьком осколочке стекла, где не умещается и головка спички, существует некое естественное, материальное, по размерам маленькое, но очень глубокое солнце, обладающее теми же качествами, что и небесное, согласиться с таким количеством солнц, сколько существует стеклянных осколков.
Аналогично этому примеру, если все создания и живые существа не будут непосредственно отнесены к проявлению Имён Извечного Солнца (то есть Творца), тогда внутри каждого создания, и особенно живого, необходимо будет признать некую природу, некую силу, обладающую безграничным могуществом и волей и неограниченным знанием и мудростью, – почти что некоего бога. Такого рода суждение является самой вздорной, самой абсурдной из нелепостей существующих в мире. Человек приписывающий творчество Создателя Вселенной некой мнимой, несущественной, неразумной природе, покажет, что он, конечно же, в сто раз неразумнее и глупее животного.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )