Ислам указывает людям пути достижения счастья в земной и вечной жизни, повелевая трудиться для обоих миров.
وَأَنْ لَيْسَ ِللاِنْسَانِ إلاَّ مَاسَعَى وَأَنَّ سَعْيَهُ سَوْفَ يُرَى
ثُمَّ يُجْزَاهُ الْجَزَاءَ الْأَوْفَى
«Человеку уготовано только то, что (заслужил) он усердием, и усердие его будет замечено. А затем он полностью получит за него воздаяние» (Коран, 53: 39-41)
Труд для ахирата (вечной жизни) заключается в нашем усердном поклонении Всевышнему. Труд в дунья (этом мире) — в нашем повседневном трудолюбии.
Но это разделение условно, поскольку обе части находятся в прямой взаимосвязи, дополняя друг друга.
Ведь, например, два из пяти столпов Ислама — закят и хадж — обязанность (фард) для каждого состоятельного мусульманина. А состояние, богатство и возможности достигаются, как правило, трудом.
Дополним это хадисами:
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Лучшая пища для человека — пища, добытая собственным трудом» (Бухари);
«Тот в убытке, у кого два дня похожи друг на друга» (Байхаки).
Иначе говоря, мусульманин ежедневно должен стремиться к продвижению вперёд, к улучшению, и «лучший из людей тот, кто приносит пользу людям» (ат-Табарани).
Ну а что же те, кто воспринимает труд как сложное испытание?
С каким парадоксом сталкиваются те, кто идет на поводу у своего нафса в стремлении к ленивому отдыху?
На эти вопросы интересный ответ нам дает отрывок из «Рисале-и Нур» :
«…безработные, ленивые, пребывающие в покое и отдыхающие в мягкой постели, в большинстве своём, испытывают больше тягот и томлений, чем трудящиеся, работающие люди.
Ведь бездельники непрестанно сетуют на бытие и желают, чтобы в развлечении жизнь прошла быстрее.
С другой стороны, трудящиеся, работающие являются благодарными, воздают хвалу Создателю и не желают скоротечности жизни».
«Бездельничающий сетует на жизнь, усердно трудящийся — благодарит».
Это является всеобщим правилом, и поэтому такое выражение, как «покой таится в тяготах, а тяготы — в покое», вошло в поговорку.
(«Месневи-и Нурие» , выдержки из главы «Цветок», где эта тема раскрыта более полно.)