ЛЕКЦИЯ О РИСАЛЕ-И НУР (5 часть) [аудио, видео]

✅ Тема 5 части:

— Особенности толкования Священного Корана — «Рисале-и Нур», которое придаёт разуму убеждённость, а сердцу — уверенность. Это то, что вдохновляет миллионы его учеников многократно перечитывать, переписывать и заниматься изучением ,,Рисале-и Нур” на протяжении всей жизни.

📌 (Лекция рочитана Зубейром Гюндюзальпом в 1950 г. в университете г. Анкары)

[Текст лекции озвучен русскоязычным отделом культурно-исторического комплекса ,,Медресе Синан-паша» при содействии издательства ,,Энвар Нешрият». 2019 ©]

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Текст 5 части:

“Рисале-и Нур” – это высокое, блестящее толкование Превосходно Излагающего Корана, для этого века являющееся неким духовным чудом. Да, “Рисале-и Нур” – это завоеватель сердец, повелитель душ, учитель умов, воспитатель и наставник нафса.

Ещё одна особенность “Рисале-и Нур” это то, что в первой части книги “Мактубат” (“Письма”), на двадцать девятой странице, приводится следующее: “В некоторых “Словах” мы привели нижеследующий пример относительно разницы между принципами учёных науки калам и истинным манхаджем, взятым из Корана. Для того, чтобы подвести воду, одни сооружают водопровод, прокладывая трубы через горы из далёких мест, а другие роют в любом месте колодец. Первый способ крайне обременителен: эти источники либо засоряются, либо ломаются. Но люди, способные рыть колодцы, без труда найдут воду в любом месте. И точно так же учёные калама прерывают цепочку причин на границах мира, показывая невозможность существования их цикла, и уже этим доказывают существование Необходимо Сущего Творца. Они идут по длинному пути. Однако же истинный манхадж, исходящий из Мудрого Корана, добывает и откачивает живительную воду в любом месте. Каждый его аят, словно некий посох Мусы (мир ему), бьёт “водой жизни” из любого места, куда бы им ни ударили. Во всём проявляет правило:

 وَ فٖى كُلِّ شَىْءٍ لَهُ اٰيَةٌ تَدُلُّ عَلٰى اَنَّهُ وَاحِدٌ

«В каждой вещи имеется знамение, доказывающее Его единство» (Ибн Кясир, Тафсируль Кураниль Азым, 1:24).

И вера заключается не только в знании. В ней имеется существенная доля духовных чувств. Пища, попадая в желудок, в том или ином виде расщепляется и распределяется по разнообразным органам, и, подобно этому, знания, касающиеся вопросов веры, поступают в “желудок” разума, а душа, сердце, подсознание, нафс, каждая духовная тонкость получают от них долю в соответствии со своей степенью, впитывают их. Если же они не получат свою долю, то это — неполноценность. Так вот, “Рисале-и Нур” находит “воду” в любом месте и добывает её. Укорачивает длинный путь, по которому шли прежде, делая его прямым и благополучным.

Ранние [мусульманские] философы, в отношении некоторых положений шариата и столпов веры, сказали: “Это нам передано, и мы в это верим. Разум же этого постичь не в силах”. Однако в нашем веке повелевает разум. Бадиуззаман Саид Нурси же говорит: “Все положения шариата и истины веры постижимы разумом, и я готов доказать это”. И он доказал это в “Рисале-и Нур”.

“Рисале-и Нур” обладает исключительными красноречием и лаконичностью, бесподобным, оригинальным и притягательным стилем. Да, Бадиуззаман обладает присущим лишь ему стилем изложения, который ни идёт в сравнение  с другими стилями. Если кое-где в его трудах встречается какой-либо пункт, который с точки зрения литературных или других правил на первый взгляд не совсем уместен, то в нём имеется какая-то тонкость, какой-то намёк, тонкий смысл или же мудрость, полностью соответствующие тому способу изложения. Но даже учёные признаются, что не сразу понимают такие тонкости. Поэтому тот, кто мало знаком с “Рисале-и Нур”, не в состоянии сразу постичь особенностей и тонкостей книг Бадиуззамана.

Один великий поэт, являющийся предметом гордости нашей литературы – Мехмед Акиф – на одном собрании писателей сказал: “Виктор Гюго, Шекспир, Декарт и им подобные в литературе и философии могли бы быть учениками Бадиуззамана”.

Писатели и поэты плакали от гибели и разлук, причитали, вспоминая о смерти. С грустью они описывали осеннюю пору. Один всемирно известный арабский писатель даже сказал:

لَوْلَا مُفَارَقَةُ الْاَحْبَابِ مَا وَجَدَتْ لَهَا الْمَنَايَا اِلٰى اَرْوَاحِنَا سُبُلًا

,,Если бы не было разлук, то смерть не смогла бы найти путь, чтобы прийти за нашими душами”.

Бадиуззаман же говорит: “Исчезновение, разлука и небытие, видимые во Вселенной, являются лишь внешними. В действительности же разлуки нет — есть встреча. Нет исчезновения и небытия — есть обновление. Всякая вещь, имеющаяся во Вселенной, удостоена некой разновидности вечности. Смерть – это уход из тленного мира в мир вечный. Для людей истинного пути и Корана она является возможностью встречи со старыми друзьями и приятелями, ушедшими в мир иной. Также она – средство прибытия на истинную родину и приглашение отправиться из темницы этого мира в райские сады. Она — некое ожидание награды за свою службу от добродетели Всемилостивейшего и Милосердного, освобождение от груза жизненных обязанностей и завершение испытания и обязанностей поклонения. Если Азраил (мир ему) придёт за мной сегодня, я, улыбаясь, встречу его словами: “Добро пожаловать! Рад тебя видеть!”.

Бадиуззаман, спасая людей от распутства и заблуждений посредством “Рисале-и Нур”, делает это без запугивания и угроз. Он одерживает верх над чувствами, показывая сотню страданий, имеющихся в одном греховном наслаждении и защищает сердце и душу от поражения страстями. Посредством множества сравнений в “Рисале-и Нур” он доказывает, что в неверии и заблуждении кроется семя адского Заккума и что ещё в этом мире они заставляют переносить адские муки, а также то, что вера, Ислам и поклонение, в коих заложены семя Рая и прекрасные удовольствия, наслаждения и райские плоды, ещё в этом мире удостаивают одного из видов вознаграждения.

“Рисале-и Нур”, уничтожая лицемерие, раздоры, раскол, смуту и пороки, устанавливает дружбу, религиозное братство, солидарность и взаимопомощь, что и является основным принципом ,,Рисале-и Нур”. Избавляя человека от таких плохих черт, как гордыня, высокомерие, хвастовство и униженность, он делает его обладателем таких прекрасных качеств, как скромность, смиренность, достоинство и степенность.

Человеку, поистине являющемуся человеком, “Рисале-и Нур” даёт понять его бессилие и нужду. Бадиуззаман говорит: “Осознав свои бессилие и нужду, человек становится настоящим мусульманином и рабом [Аллаха]”.

Тот, кто говорит: “Для того, чтобы одолеть безбожие, нужно получить современные знания”, или же те, кто этим занимается, достигнут этой цели путём постоянного, терпеливого изучения “Рисале-и Нур”. Это является единственным выходом, и благодаря этому школьные знания станут познанием Аллаха.

О, мои храбрые братья, являющиеся потомками нации, более тысячи лет несущей знамя Ислама! Мы, а также мусульмане нашего и будущего веков, нуждаемся в таком путеводном толковании Достославного Корана, которое, с помощью уроков осознанной веры, возвысило бы уровень веры человека; взрастило бы не трусов, а, наоборот, таких, как ученики “Рисале-и Нур”, смелых, мужественных, деятельных, богобоязненных, благодетельных и самоотверженных мусульман с борцовским духом, жертвующих своим личным покоем и своей выгодой ради спасения веры и Ислама; уничтожило бы безразличие, вывело бы на свет таких мусульман и воспитало бы служителей Ислама, подобных ученикам “Рисале-и Нур”, которые, со смелостью, идущей от осознанной веры, ни за что не покинули бы фронт Ислама и Корана ни под пытками, ни перед вероятностью гибели, говоря: “Если умру – я шахид (мученик за веру), а если останусь жить – то я служитель Корана”, не впали бы в ужас, были бы преданными и искренними и несли бы службу лишь ради довольства Аллаха.

Да, на сегодняшний день необходим такой тафсир Корана, который, подобно ,,Рисале-и Нур”, заставил бы размышлять, задействовал бы разум и логику и осветил бы душу, сердце и совесть, который пробудил бы и избавил бы от беспечности мусульман и всех людей, который показал бы дорогу Корана, являющуюся прямым путём, научив различать деяния, противоречащие исламским устоям и Благородной Сунне Пророка (мир ему и благо), который преподал бы урок следования Сунне Мухаммада (мир ему и благо) и пробудил бы желание оживить Сунну.

Итак, на протяжении вот уже более тридцати лет явно видно, что “Рисале-и Нур” является толкованием Корана, обладающим этими особенностями, и это подтверждено людьми истины. А также, защитительные речи учеников “Рисале-и Нур” в судах, состоявшихся над ними и спланированных безжалостными врагами религии, и то, как эти ученики, во время служения Исламу, подвергшись интригам бессовестных, жестоких угнетателей из числа скрытых врагов Ислама, не боясь пыток и не думая о себе, пожертвовав ради процветания Ислама собственными благополучием и счастьем, преданно сохраняли свою непоколебимость и противостояли страшной несправедливости, становятся явным доказательством вышесказанного.

Наши героические братья, отдавшие себя служению вере (иману) посредством “Рисале-и Нур”, много раз подвергавшиеся агрессии, нападениям и обыскам, устраиваемым коварными врагами религии, но, вопреки этому, вот уже двадцать пять лет занимающиеся распространением “Рисале-и Нур” в изоляции – это патриоты веры и Ислама, каждый из которых является для нас отдельным образцом для подражания.

Итак, мы, мусульмане, искали именно такое толкование Корана и ждали именно такого указующего истинный путь! Те искренние ученики “Рисале-и Нур”, говоря: “Аллах – Хранитель. Я под Его покровительством и защитой. Что бы ни выпало на мою долю, всё — благо”, – веруют и действуют в согласии с верой, служат вере. Для того, чтобы не быть схваченными врагами религии и не дать им возможности отнять “Рисале-и Нур”, которое они считают более ценным, чем собственные души, они проявляют осторожность. Они продолжают своё служение, несмотря на вред, который может быть причинён им самим. Будучи брошенными в тюрьму, подверженными пыткам, они, невзирая на это, сохраняют связь со своим Устазом – Бадиуззаманом. Скрыто найдя хоть какую-либо возможность, занимаются “Рисале-и Нур”. Некоторые даже заучивают книги наизусть, говоря: “Вдруг меня посадят в тюрьму, не дадут мне “Рисале-и Нур”, и я останусь без дела?”.

Искренне преданный ученик “Нура”, выходя из тюрьмы, ещё крепче привязывается к своему Устазу, словно, пройдя через пытки и разные мучения, тюрьма стала для него источником энергии и силы, будто его подстегнули хлыстом, чтобы он был быстрее, бдительнее и преданнее в своём светлом служении. И он ещё больше начинает трудиться для “Нура”, заниматься его распространением.

Во время событий в Афьоне, когда Бадиуззаман находился в тюрьме, один преподаватель, являющийся также учеником “Рисале-и Нур”, бесстрашно отвечал в прокуратуре на вопросы о “Рисале-и Нур” и об Устазе, на что прокурор рассердился и пригрозил ему: “Сейчас я и тебя брошу в тюрьму!”. Этот патриот Ислама в ответ ему сказал: “Я готов, сажайте прямо сейчас!”.

И опять же во время судебного процесса в Афьоне было выдано постановление на арест одного ученика “Рисале-и Нур”, но найти его не смогли. Когда тот ученик узнал об этом, он, подобно другим братьям, сказав: “Если мои устаз и братья в тюрьме, то как я могу оставаться на свободе?!”, – добровольно сдался прокуратуре и сел в тюрьму.

Также, в той же тюрьме, по ошибке освободили одного ученика “Рисале-и Нур”. Он же, сказав себе: “Мой устаз и все братья в тюрьме, и к тому же мне нужно закончить переписывание новой брошюры “Рисале-и Нур”, – явился к начальству тюрьмы и произнёс: “Меня должны были освободить через сорок дней. Мой срок ещё не закончился”. Те посчитали, и всё на самом деле оказалось так и вернули его обратно.

Мои проницательные братья, удостоенные такой добродетели, как религиозная преданность!

Если Саид Нурси будет осведомлён о том, что в его адрес произносятся такого рода слова, он скажет: “К чему это? Моя личность не имеет значения. Ценность принадлежит ,,Рисале-и Нур”, проистекающему от Мудрого Корана и принадлежащему ему”.

Что касается одобрения и восхищения, выражаемых в отношении истин Корана, его света и распространившихся уроков веры и Ислама, а также абсолютно искреннего, полного, всеобъемлющего служения Корану и религии, которых удостоился Устаз и которые отразились в его личности, то в прямом смысле они ему не принадлежат. Они относятся к Корану и к Исламу, к Аллаху и к Его именам. К тому же, и враждебность, и натиски врагов религии по отношению к нему нацелены на уничтожение Корана и Ислама, которым служит Бадиуззаман. Ведь  общемировые книги “Рисале-и Нур”, содержащие в себе истины Корана и веры, были дарованы ему.

Итак, замаскированные, скрытые, двуликие оппоненты и враги веры и Ислама, понимающие эту явную истину, уже около полувека безуспешно стараются подорвать авторитет личности Бадиуззамана своими воплями и клеветой. Их цель состоит в том, чтобы “Рисале-и Нур” не обрёл популярность, не распространился, и чтобы иман и Ислам не развивались. Однако, чем сильнее они придираются к Саиду Нурси, тем ярче сияет “Рисале-и Нур”, тем больше расширяется его круг. Каждое событие, произошедшее за последние двадцать пять лет, является отдельным тому примером.

Враги Ислама, с одной стороны в полном объёме продолжая свои атаки и лживую пропаганду, с другой стороны стараются скрыто препятствовать одобрительным речам и статьям в адрес Устаза и ,,Рисале-и Нур”, являющимся своего рода защитой и содержащим благодарность и признательность, которые родились в результате получения от них пользы и знаний. По этой причине они внушают наивным друзьям учеников или друзьям их друзей, что те проявляют чрезмерность, и они простодушно повторяют за ними эти слова. Такими интригами, так вероломно и коварно, путём разнообразной лжи и клеветы они стараются запугать нас и заставить замолчать.

Разве будет разумно, если враги религии будут заливаться ложью и клеветой, а мы не станем защищаться путём разъяснения истины?! Разве возможно, чтобы мы не постарались заявить о правдивости Устаза Бадиуззамана и “Рисале-и Нур” и опровергнуть поразительную ложь тогда, когда эти бессовестные пропагандисты, с враждебностью к Исламу распространяя ложь, так жестоко и безжалостно проявляют несправедливость в отношении нашего Устаза?! Разве не будет глупостью и наивностью, если мы перестанем объявлять и сообщать о правде и истине, если замолчим или, в некотором роде, окажем помощь и поддержку тем тайным безбожникам, говорящим: “Помолчите немного!”, — и за разными ширмами и прикрытием продолжающим свою деятельность, когда кровожадные и деспотичные враги Корана и веры беспрестанно выкрикивают всякий вымысел против Бадиуззамана, несущего, посредством “Рисале-и Нур”, службу по защите и обороне Корана, Ислама и веры от абсолютного неверия. Мы ни за что, никогда, ни в коем случае не замолчим! Закрыть нам рот не смогут. Мы не остановимся, и нас не смогут остановить. Пока наша душа не выйдет из тела, пока наш дух не покинет грудь, пока не остановится наше дыхание, мы будем читать и распространять “Рисале-и Нур”. Противостоя подстрекающим, лживым и кровожадным врагам религии, будем показывать и заявлять, что эти книги являются правдой и истиной, и что Бадиуззаман Саид Нурси целиком и полностью чист и далёк от выдвигаемых против него обвинений.

Мои дорогие братья! Имена многих великих, бесподобных личностей обрели своё место на золотых страницах истории Ислама. Труды и толкования этих уникальных людей настолько великолепны, что с ними не могут сравниться произведения ни одного европейского философа. Эти великие исламские авторы, исламские гении поистине и искренне служили Корану и Исламу, не находясь на протяжении многих лет под тяжёлым гнётом и тиранией. Бадиуззаман Саид Нурси, в условиях абсолютной тирании и страшной несправедливости, находясь в ужасном плену, в противовес врагам религии, стремившимся уничтожить его самого и его труды, преуспел и победил, всецело следуя сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо), в великой религиозной борьбе невиданным в истории человечества образом.

Автору ,,Рисале-и Нур” удалось скрыто написать сто тридцать религиозных трудов в условиях ужасной тирании, давления и ограничений; обладать сильной богобоязненностью и поклонением; написать, при первой же возможности, толкование Корана, раскрывающее его самые тонкие пункты и неподражаемое красноречие, будучи на фронте, на передовой, под прицельным огнём противника, как патриот воюя во главе добровольцев; одержать победу над своим нафсом и сделать его слугой религии; тайно распространить “Рисале-и Нур”, под давлением режима, намного обогнавшего гнёт инквизиции, среди диких пыток преступных хищников, лишившись свободы, находясь в ссылке в отдалённом селении, будучи изолированным и блокированным слежкой, а также подвергнутым разным мукам и, таким образом служа высокой Сунне духовного и материального покорителя мира – Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо), благополучно вести, по милости Всевышнего, общину, исчисляющуюся сегодня миллионами, по великой дороге Мудрого Корана, и посредством книг “Рисале-и Нур” служить обретению счастья уверовавшими и всем человечеством не только в этом мире, но и в мире вечном. Интересно, кому ещё в истории, кроме Бадиуззамана Саида Нурси, удалось это?!

Да, братья! “Рисале-и Нур” распространяет такой свет истины и такие аргументы правды, даёт урок истин Корана и веры, помогающий достичь счастья в обоих мирах и является таким Божественным даром, что вот уже двадцать пять лет все слои человечества — взрослые и дети, старики и молодёжь, мужчины и женщины, учащиеся и учителя, философы и учёные-богословы, последователи тасаввуфа любят этот ,,свет”, стремятся к нему и находят в нём прибежище. Миллионы счастливых людей озарились его светом и обрели благодаря ему спасение.

“Рисале-и Нур”, являющийся толкованием Достославного Корана — кладези чудес — преподаёт и доказывает урок настолько потрясающих, притягательных, великих истин, что служит и будет служить распространению имана и ислама на всех материках.

“Рисале-и Нур” рождает в сердцах любовь, приводит души в трепет и волнение, придаёт разуму убеждённость, а сердцу — уверенность. Это вдохновляет миллионы его учеников многократно перечитывать, переписывать и заниматься изучением ,,Рисале-и Нур” на протяжении всей жизни. Уже много лет он распространяется словно сам по себе, самостоятельно.

Дорогие братья! Безбожные комитеты, управляемые иностранными силами, для уничтожения Ислама сплели в исламских государствах (особенно в Турции) такие коварные интриги, предательски прибегли к таким махинациям, кровожадно и дико совершили такое насилие, реализовали такие отвратительные, сатанинские планы, применили такие дьявольские тайные методы, так натравили брата на брата, распространили такие клевету и лживую пропаганду, посеяли семена таких смуты и раскола, что пробили в здании Ислама глубокие бреши и устроили огромные разрушения. Но эти беды, с помощью Всевышнего, стали причиной появления таких спасительных, целительных, обладающих мировыми признанием и значимостью трудов, как “Рисале-и Нур” посредством такой личности, достигшей абсолютной искренности, как Бадиуззаман Саид Нурси. В то же время эти беды пробудили мусульман, заставили их искать спасительные выходы. Ради спасения своей вечной жизни они почувствовали страшную нужду в уроке истинной веры, в обращении к Аллаху и в покорности Его повелениям, и в этом отношении те несчастья напомнили им об их беспечности и ошибках в этих вопросах и помогли осознать это. По сути, в этом заключена мудрость бед и несчастий, выпадающих на долю людей, на долю верующих.

Зверское насилие и преступления этих иностранных сил, помимо прочего, ускорили в исламском мире движение к свободе, независимости и объединению мусульман, в результате чего были образованы независимые мусульманские государства. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то появится и союз мусульманских государств, и ислам будет главенствовать в мире, о чём мы молим Всевышнего и что очень ожидаем от Его Милости.

Итак, автор “Рисале-и Нур”, Бадиуззаман Саид Нурси, является таким борцом за Ислам, а написанные им книги являются такими пробуждающими, спасительными, необыкновенными, победоносными трудами, что был сломан хребет всех противостоящих религии комитетов, осталась безрезультатной вся их вышеупомянутая вредительская и грязная деятельность, были разрушены основы атеизма, и скрыто, от сердца к сердцу, распространились вера и ислам, подготовив почву для абсолютного господства Достославного Корана.

Посредством алмазных истин Благородного Корана, следуя кратчайшим, прямым кораническим путём, “Рисале-и Нур” восстанавливает те разрушения и, с помощью лекарств из великой ,,аптеки” Мудрого Корана, исцеляет раны.

Проницательные учёные и борцы за Ислам, опираясь на наблюдения за происходящим, пришли к твёрдому выводу, что единственным способом полностью одолеть, обречь на полный крах варварских, алчных, хищных, пьющих кровь невинных мусульман, паразитирующих империалистов и колонизаторов, богатство которых нажито кровью, а также их деспотичных, алчных, кровожадных, несправедливых, корыстных лакеев, находящихся среди нас, является ,,Рисале-и Нур” как современное духовное чудо Превосходно Излагающего Корана. Да, история человечества не знает другого такого труда, из чего следует, что “Рисале-и Нур” является бесподобным толкованием Корана.

Бадиуззаману Саиду Нурси благодарен не только исламский, но и христианский мир, ведь даже Папа Римский отправил ему официальное поздравление и благодарственное письмо в связи с победами и успехом, одержанными им в общей борьбе против безбожия.

Сейчас я процитирую некоторые отрывки из собрания трудов “Рисале-и Нур”, касающиеся веры, Корана и Почтеннейшего Пророка (мир ему и благо). Вы можете приобрести их и прочесть полностью. Возможно, в процессе чтения среди вас найдётся желающий раскрытия для себя некоторых моментов, и на этот счёт я скажу, что наш Устаз Бадиуззаман, иногда оказывая любезность какому-либо ученику чтением урока из “Рисале-и Нур”, не раскрывал, но говорил: “Рисале-и Нур” в должной мере объяснил вопросы веры. Преподаватель “Рисале-и Нур” – сам “Рисале-и Нур”. Он не оставляет нужды в чьём-либо уроке. Каждый, в меру своих способностей, получит от него пользу. Если ваш разум и не сумеет полностью понять каждую его тему, то душа, сердце и совесть свою долю возьмут. В любом случае это большая прибыль”.

Если раскрытие рисале, написанного на турецком или на арабском, имеется в каком-либо другом рисале, то он открывает его и читает. И проницательные учёные, постигающие тончайшие вопросы “Рисале-и Нур”, говорят: “Учёный человек может обладать высокими знаниями, но если он, читая людям “Рисале-и Нур”, будет подробно раскрывать какой-либо пункт с помощью своих прежних знаний, это раскрытие может помешать пониманию и воздействию истин, которые в изложении “Рисале-и Нур” соответствуют современному восприятию и отвечают нуждам нынешнего времени. Также это может помешать постижению сути самого “Рисале-и Нур”. Поэтому полезнее и эффективнее будет читать так, как есть, истолковывая смысл лишь некоторых терминов”.

Таким образом читают эти книги и наши братья из Стамбульского Университета. В завершении мы скажем, что ,,Рисале-и Нур” весьма выразителен и лаконичен. Красота слова – в его краткости, лаконичности.

Когда тот или иной урок веры и Корана преподаётся коллективу, он несёт больше пользы и просвещения, если преподносится кратко.

Уважаемый Устаз! Все благодарные люди удостоят Вас и ,,Рисале-и Нур” почёта и уважения. Мы всем сердцем, всей душой и всем своим существом любим и уважаем ,,Рисале-и Нур”, имеющий общемировое значение и спасающий нашу веру уроками осознанной веры. И эти любовь и уважение будут передаваться из поколения в поколение, из века в век.

Содержащиеся в “Рисале-и Нур” истины Корана настолько сильны, что разрывают в клочья основы неверия и абсолютного безбожия, уничтожая их. Оставшиеся же, со светом веры и Корана, обретут спасение и счастье.

Эта сила Корана, мощь которой способна рассеять горы и скалы и растопить железо и гранит, осветит и осчастливит весь мир. Этот свет Корана, с точки зрения спасения веры, будет главенствовать в мире.

وَ اٰخِرُ دَعْوٰيهُمْ اَنِ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ

И их молитвы будут завершаться словами: “Хвала Аллаху, Господу миров!” (Коран, 10:10).

* * *

(‘Слова: Лекция, проходившая в Университете г. Анкары в ноябре 1950 г.’)