Первый вопрос.
Мы слышим от многих ленивых и не совершающих намаз людей, что они говорят: “Какая надобность есть у Всевышнего в нашем поклонении, что в Коране, сурово и настойчиво предостерегая того, кто не совершает поклонение, Он устрашает таким ужасным наказанием, как Ад? Каким образом приличествует стилю Корана, являющемуся умеренным, воздержанным и справедливым, что к такой незначительной ошибке проявляет чрезмерную суровость?”
Ответ.
Да, Всевышний не нуждается ни в твоём поклонении, и ни в чём другом. Однако ты нуждаешься в поклонении, так как ты болеешь духовно. Поклонение же представляет собой лекарство для твоих духовных ран, что доказано нами во многих брошюрах. Ведь если какой-нибудь больной человек скажет сострадательному доктору против его настояния выпить полезные лекарства от его болезни: “Какая у тебя есть надобность, что так настойчиво просишь меня?”, ты поймёшь, насколько это будет нелепо и абсурдно.
Но суровые устрашения и страшные наказания Корана в отношении не совершения поклонения подобны тому, как какой-либо правитель для защиты прав своих подданных подвергнет суровому наказанию простого человека за его ошибку, нарушающую права подданных этого правителя. Так и человек, не совершающий поклонение и намаз, серьёзно нарушает права созданий, являющихся подданными Извечного Властелина. Дело в том, что совершенство созданий выражается только в том случае, если их сущность, благодаря прославлению и поклонению, обращена к Творцу. Человек не поклоняющийся, не увидит и не сможет увидеть поклонение созданий, и даже отвергнет это. В таком случае эти создания, которые с точки зрения прославления (своего Создателя) и поклонения Ему находятся на высоком положении, и каждое из которых представляет собой некое Божественное письмо и некое зеркало, отражающее Имена Творца, он низводит с их высоких положений и расценивает эти создания как незначительных, бесцельных, безжизненных, ничтожных. Таким образом он оскорбляет эти создания, отрицает их совершенство.
Да, каждый видит мир через своё зеркало. Всевышний сотворил человека в виде некоего мерила, неких весов Вселенной. Каждому человеку Он дал от этого мира некий личный мир. Цвет этого мира Он показывает в соответствии с духовным убеждением этого человека. Например человек, плачущий в отчаянии и скорби, увидит мир плачущим и безнадёжным. А очень радостный, весёлый и смеющийся человек, увидит мир радостным и весёлым. Так и человек, в размышлении и серьёзно поклоняющийся своему Творцу и прославляющий Его, в некоторой степени откроет для себя и увидит поклонения и прославления созданий, которые поистине существуют и несомненны.Человек же по беспечности (забывший Аллаха) или же отрицающий и не совершающий поклонение, представляет мир созданий в ложном виде, совершенно противоречащем факту его совершенства, таким образом нарушая их права. Кроме того, этот человек который не совершает намаз, в связи с тем, что он не является хозяином самого себя, он поступает несправедливо к самому себе, к своему естеству, являющемуся рабом своего Хозяина (Аллаха). Его Хозяин, чтобы защитить его права, сурово устрашает нафс человека. К тому же, из-за того, что он не совершает поклонение, являющееся целью его сотворения, это переходит в разряд посягательства против Божественной мудрости и воли. Поэтому он подвергнется наказанию.
Одним словом, тот кто не совершает поклонение, поступает несправедливо и к своему естеству (а его естество является рабом Всевышнего), и нарушает и поступает несправедливо к правам Вселенной на её совершенство. Да, подобно тому, как безбожие по отношению к созданиям является оскорблением, так и не совершение поклонения является отрицанием совершенства Вселенной. Из-за того, что это является ещё и посягательством против Божественной мудрости, он заслужит суровое устрашение и жестокое наказание.
Так вот, чтобы выразить это причитающееся наказание и вышеизложенную истину, Коран Превосходно Излагающий чудесно выбрал этот суровый стиль, который в полной мере согласовывается с таким фактом красноречия, как соответствие требованиям согласно положению.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )