لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ وَ هُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ
وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ وَ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ
«Нет божества, кроме Аллаха. Он Один, нет у Него сотоварища. Всё царство принадлежит Ему. Вся хвала Ему. Он оживляет и умерщвляет. И Он Живой и Неумирающий. В Его Руке всякое благо.»
Однажды ночью в месяце Рамадан для того, чтобы приблизить к пониманию простого народа то, какую степень единобожия и какую радостную весть несёт в себе каждое из одиннадцати слов этой фразы, утверждающей единобожие, и из этих степеней, что несёт только лишь смысл слов
لَا شَرٖيكَ لَهُ «Нет у Него сотоварища», я представил объяснение в виде беседы-диалога и как бы перевёл язык состояния в язык речи…
Итак, представим себе воображаемого некто, который вбирает в себя всех сотоварищей, коих мнят себе поклонники материи, причин, многобожники и все им подобные виды язычников, неверных и заблудших, и допустим, что этот некто желает быть от имени тех сотоварищей господом чему-либо во вселенной, претендует на то, чтобы быть истинным хозяином этого чего-либо.
Диалог заблудшего человека с творениями (1)
Диалог заблудшего человека с творениями (2)
. . .
Затем тот претендент идёт и от имени причин, языком натурализма и словом философии обращается к расстеленному на поверхности Земли бескрайнему ковру и одетой на земной шар нарядной, узорчатой рубахе:
— Я могу быть твоим хозяином и твоим владельцем, или, по крайней мере, в тебе есть моя доля.
Тогда та рубаха, тот ковёр (Примечание) мудро и верно ему отвечает:
— Если имеется у тебя сила и мастерство, чтобы выкроить и соткать все эти рубахи и ковры с такими прекрасными и мудрыми узорами, которые по числу годов и веков были надеты на землю, а затем в полном порядке сняты с неё, и нанизаны на нить прошлого, а также, чтобы для будущих одеяний с совершенным порядком и гармонией назначить и вычертить в кругу предопределения их программы и формы, а затем прикрепить на ленту будущего времени… И если есть у тебя две мудрые и могущественные духовные руки, которые могли бы сделать всё – от создания земли и до её разрушения, а точнее от извечности до вечности… И если имеется у тебя могущество и мудрость, которые могли бы создавать все виды особей во всех наших нитях, и с совершенной гармонией и мудростью восстанавливать их и обновлять… И если, взяв в руку земной шар, который надел наши модели и сделал нас для себя покрывалом и чаршафом, сможешь быть его создателем… Если так, тогда заявляй о своём господстве над нами. Иначе уходи прочь! Здесь ты не найдёшь места для себя. На всех нас поставлен такой штамп Единства и такая печать Единственности, что тот, кто не держит под своей властью всю вселенную и не видит одновременно всё сущее во всех его проявлениях, тот, кто не в силах производить одновременно бесчисленное количество дел, и тот, кто не свободен от места, тот, кто не обладает бесконечной мудростью, знанием и могуществом, не может быть нашим хозяином, и вмешаться сюда не может.
Уходя, тот претендент думает: “Может смогу убедить земной шар и там найду место для себя”. Идёт и снова от имени причин, языком натурализма и природы обращается к земному шару:
— Поскольку ты неуправляемо бредёшь куда-то, выглядишь ты, как бесхозный. Значит, ты можешь быть моим.
Тогда земной шар, от имени правды и языком истины, голосом, подобным небесному грому, отвечает ему:
— Не говори глупостей!.. Как я могу быть неуправляемым и бесхозным?! Разве моё одеяние, или хотя бы самая маленькая точка или ниточка в нём выглядит беспорядочной, разве оно кажется тебе безыскусным и несоответствующим мудрости, чтобы ты мог сказать, что я бесхозный и бродячий?! Если есть у тебя бескрайняя мудрость и бесконечное могущество, чтобы быть истинным хозяином в великом годовом кругу, длина которого равна примерно двадцати пяти тысячам лет и который я прохожу за год, исполняя с мудростью и совершенным порядком свои служебные обязанности… Сможешь ли ты стать хозяином для десятка планет – моих братьев, наделённых обязанностями, как и я… Сможешь ли быть хозяином для всех кругов, охватываемых их орбитами, и смог бы создать солнце – нашего имама – и нас, подвешенных к нему притяжением милости, а затем расставить по местам, и, подобно камню пращи, привязав к нему меня и другие планеты, с совершенной гармонией и мудростью вращая, заставить нас служить своим целям… Если так, тогда можешь заявлять о своём господстве надо мной. Иначе сгинь в ад! Не отвлекай меня, я занимаюсь исполнением своих обязанностей. И кроме этого, наш величественный гармоничный порядок, стремительные движения и мудрое подчинение показывают, что наш мастер – это Тот, Кому подчинены и послушны все создания, от элементарных частиц до солнца и звёзд, подобно исполнительным солдатам. Подобно тому, как Он уравновесил и украсил некое дерево вместе с его плодами, также легко Он уравновешивает солнце вместе с планетами. Поистине, Он – Мудрый Всемогущий, Абсолютный Правитель.
Примечание: Но этот ковёр является и живым, и находится в гармоничном колебании. Его узоры постоянно, с совершенной мудростью и гармонией изменяются, дабы были видны различные проявления разных имён Того, Кто соткал его.
(Бадиуззаман Саид Нурси,’Второй довод о Вере’)