لَوْ كَانَ فٖيهِمَٓا اٰلِهَةٌ اِلَّا اللّٰهُ لَفَسَدَتَا
«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы.» (Коран, 21:22).
لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ وَ هُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ
وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ وَ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ
«Нет божества, кроме Аллаха. Он Один, нет у Него сотоварища. Всё царство принадлежит Ему. Вся хвала Ему. Он оживляет и умерщвляет. И Он Живой и Неумирающий. В Его Руке всякое благо.»
Однажды ночью в месяце Рамадан для того, чтобы приблизить к пониманию простого народа то, какую степень единобожия и какую радостную весть несёт в себе каждое из одиннадцати слов этой фразы, утверждающей единобожие, и из этих степеней, что несёт только лишь смысл слов
لَا شَرٖيكَ لَهُ «Нет у Него сотоварища», я представил объяснение в виде беседы-диалога и как бы перевёл язык состояния в язык речи. Пишу этот диалог по просьбам помогающих мне моих дорогих братьев и друзей из мечети.
Итак, представим себе воображаемого некто, который вбирает в себя всех сотоварищей, коих мнят себе поклонники материи, причин, многобожники и все им подобные виды язычников, неверных и заблудших, и допустим, что этот некто желает быть от имени тех сотоварищей господом чему-либо во вселенной, претендует на то, чтобы быть истинным хозяином этого чего-либо.
Этот претендующий встречает в первую очередь самое маленькое из существующего – элементарную частицу. Заявляя о том, что он является её господом и истинным хозяином, обращается к той частице языком натурализма и словом философии. Та частица же языком истины и словом мудрости Господа ему отвечает:
— Я исполняю множество разнообразных обязанностей. Входя в разные, отличающиеся друг от друга творения, тружусь в них. Если есть у тебя знание и могущество для того, чтобы заставить меня исполнять все эти обязанности… И я среди подобных мне, не поддающихся счёту частиц двигаюсь вместе с ними (Примечание), и все мы трудимся. Если есть у тебя власть и могущество, которое могло бы, используя все эти мои подобия, частью которых я являюсь, например таких, как красные тельца в крови, повелевать ими, тогда можешь претендовать на то, чтобы быть моим господом. Иначе – молчи! Как моим господом ты быть не можешь, также не можешь и вмешиваться в мои дела. Потому что наши обязанности и движения находятся в совершенном порядке и гармонии. И тот, кто не обладает совершенной мудростью и всеобъемлющим знанием, не может совать свои пальцы в наше дело. Если же вмешается, то всё запутает. И некто неодушевлённый, бессильный и слепой, обе руки которого находятся в руках таких двух слепцов, как природа и случайность, ни с какой стороны не может протягивать к нам свои пальцы.
Тот претендент, подобно философам-материалистам, спрашивает: “Если так, то будь сама себе хозяином. Почему говоришь, что трудишься под чьим-то руководством?”.
Частица же в ответ говорит:
— Если бы был у меня ум, огромный как солнце, и круг знания, подобный его сиянию, и охват могущества, подобный его теплу, и всеобъемлющие чувства, подобные семи цветам его света, а также если бы могла наблюдать и влиять на каждое существо и место, в котором я тружусь, то может тогда, сглупив подобно тебе, я бы и посчитала себя хозяйкой самой себе. Давай убирайся, ничего ты не добьёшься от меня!
Примечание: Каждая движущаяся материя, от частиц и до звёзд, неся на себе след Божественной печати, указывает на единство, существующее во всём, и, подобно этому, своими движениями также захватывает от имени единства любое место, куда она проникает. Присоединяет его к владениям своего хозяина. Неподвижные же творения, от растений и до звёзд, на взгляд кажущихся неподвижными, являются некими отдельными штампами единобожия, которые показывают, что место, которое они занимают, является письмом их Творца. То есть, каждое растение, каждый плод является отдельным штампом единобожия и отдельной печатью единичности, которые показывают, что их месторасположение и край являются письмом их Творца от имени единственности.
Вывод: каждая отдельная вещь своим движением захватывает все вещи от имени единственности. Значит тот, кто не держит в руках всех звёзд, не может быть господом и для одной частицы.
(Бадиуззаман Саид Нурси,’Второй довод о Вере’)