Диалог заблудшего человека с творениями (2)

لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيٖى وَ يُمٖيتُ وَ هُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ

وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ وَ اِلَيْهِ الْمَصٖيرُ 

«Нет божества, кроме Аллаха. Он Один, нет у Него сотоварища. Всё царство принадлежит Ему. Вся хвала Ему. Он оживляет и умерщвляет. И Он Живой и Неумирающий. В Его Руке всякое благо.»

Однажды ночью в месяце Рамадан для того, чтобы приблизить к пониманию простого народа то, какую степень единобожия и какую радостную весть несёт в себе каждое из одиннадцати слов этой фразы, утверждающей единобожие, и из этих степеней, что несёт только лишь смысл слов

  لَا شَرٖيكَ لَهُ «Нет у Него сотоварища», я представил объяснение в виде беседы-диалога и как бы перевёл язык состояния в язык речи…

Итак, представим себе воображаемого некто, который вбирает в себя всех сотоварищей, коих мнят себе поклонники материи, причин, многобожники и все им подобные виды язычников, неверных и заблудших, и допустим, что этот некто желает быть от имени тех сотоварищей господом чему-либо во вселенной, претендует на то, чтобы быть истинным хозяином этого чего-либо.

Диалог заблудшего человека с творениями (1)

Он, встречая тело человека, снова языком слепой природы и беспутной философии заявляет:

— Ты мне принадлежишь, я тебя создал, по крайней мере, в тебе есть доля моего участия.

На что человеческое тело языком истины и мудрости, а также языком своего гармоничного порядка отвечает:

— Если у тебя есть сила и знание, чтобы в действительности управлять всеми человеческими телами, на лицах которых, как и у меня, имеется одна и та же печать могущества и штамп одного происхождения… Если есть у тебя богатство и власть, чтобы быть хозяином складов моего продовольствия, которыми является всё, начиная от воды и воздуха и заканчивая растениями и животными… Если есть у тебя бесконечное могущество и бескрайняя мудрость, которые способны в этой оболочке, которой я являюсь, в этом тесном, ничтожном футляре разместить очень широкий и возвышенный дух, сердечные чувства, разум и им подобные духовные изящества, а затем с совершенной мудростью использовать их и привести к поклонению, то покажи это, а потом говори “Я тебя создал”. Иначе – молчи! По свидетельству моего гармоничного порядка и с указанием штампа единственности на моем лице, мой Творец – Тот, Кто Могущественен над всем, каждую вещь Знающий, Видящий и Слышащий. А такой как ты, бессильный растяпа не может соваться со своими пальцами в Его творчество, не сможет вмешаться даже на вес пылинки.

Также не найдя и в теле места, куда бы он мог вмешаться, тот представитель сотоварищей снова уходит и встречает на пути человеческий род. Про себя произносит: “Как вмешивается сатана в осознанную деятельность и общественную жизнь этого разрозненного и перемешанного общества, может и я смогу вмешаться в положение его бытия и в его естество, может найду лазейку вмешаться, а оттуда, найдя какой-нибудь путь, смогу управлять и отвергнувшими меня телом, и его клетками”. Подумав так, он снова языком слепой природы и беспутной философии говорит человеческому роду:

— Вы выглядите, как нечто смешанное. Я ваш господь и хозяин, или, по крайней мере, в этом есть моя доля.

Тогда человечество в ответ ему словом правды и истины, языком мудрости и порядка говорит:

— Если есть у тебя сила и мудрость, которые могли бы создать и постоянно обновлять все одеяния земного шара, искусно сотканные и сшитые из разноцветных нитей сотен тысяч видов животных и растений, подобных нашему виду… Если есть у тебя способности сотворить эти сотканные из сотен тысяч разновидностей живых существ, узорчатые ковры, расстеленные на поверхности Земли… Если есть у тебя всеохватывающее могущество и всеобъемлющая мудрость, которые бы могли управлять земным шаром, плодом которого мы являемся, всем миром, семенем которого являемся мы… И смог бы ты отправлять нам изо всех уголков мира в мудрой соразмерности необходимые для нашей жизни материалы… Могущественен ли ты настолько, чтобы воссоздать все наши прошлые и будущие подобия, на лицах которых, как и у нас имеется отпечаток одной и той же мощи… Если так, тогда может ты и сможешь претендовать на господство над нами. В противном случае молчи! Глядя на запутанность в нашем виде, не говори: “Смогу вмешаться”, ведь наш порядок совершенен. То, что внешне тебе кажется запутанным, является тем, что могущество воспроизводит с совершенным порядком записи книги предопределения. Ведь совершенная гармония, находящихся намного ниже нас и являющихся нашими подчинёнными животных и растений показывает, что наблюдаемая в нас запутанность является неким видом письменности.

— И вообще, возможно ли, чтобы нити распростёршегося во все стороны ковра искусно сплёл кто-то другой, кроме мастера, сделавшего его. И создателем плода какого-либо дерева был бы кто-то другой, кроме создателя того дерева. И создателем косточки фрукта был бы кто-то другой, кроме создателя его мякоти. К тому же, глаза твои слепы, и ты не видишь чудес могущества на моем лице и необыкновенного содержания в нашей сути. Если же увидишь, то поймёшь, что мой Творец – Тот, от Кого ничто скрыться не может, ничто не в силах упрямиться и создавать затруднения. Звёзды для Него также легки, как атомы. Весну Он создаёт также легко, как один цветок. Он – Тот, Кто размещает в моей сути с совершенной гармонией и порядком “оглавление” огромной вселенной. Может ли такой, как ты бездушный, бессильный, слепой и глухой, вмешать свои пальцы в творчество Такого Мастера? Так что замолчи и уходи!

(Бадиуззаман Саид Нурси,’Второй довод о Вере’)