Умы и сердца доказывающие Единобожие

Наблюдения одного путешественника, спрашивающего у Вселенной про своего Создателя

 

Тысячи гениальных и сотни тысяч кропотливых и авторитетных исследователей истины, своими не оставляющими ни единого сомнения глубокими исследованиями, в первую очередь аргументируют такие положения веры, как необходимость бытия и единство Создателя.

Да, несмотря на разнообразие их талантов и методов, их согласное единение в основах и столпах веры и опора каждого из них на веские и достоверные аргументы – это такой довод, противостоять которому возможно лишь обладая талантом и проницательностью, равными совокупности всех их талантов и найдя аргумент, соответствующий по силе всем их аргументам. Иначе, эти отрицающие Создателя безбожники, лишь по безграмотности и невежественности и от упрямства в вопросах, которые невозможно ни опровергнуть, ни доказать, закрыв глаза, могут выступить против них. Закрывший глаза лишь себе день обратит в ночь.

Этот путешественник узнал, что свет, распространённый в такой великой и просторной школе этими эрудированными и почитаемыми учителями, более тысячи лет озаряет и просвещает полмира. И он обрёл такую духовную силу, что если соберутся все сторонники безбожия и безверия, они ни на йоту не смогут поколебать его и ввести в свои заблуждения.

— — —

…перед ним открылись врата в миры честных и просвещённых умов и чистых и проницательных сердец, имеющихся во всех человеческих обществах и выступающих в качестве косточки, семечка человека, являющегося плодом всего сущего, и которые, несмотря на свою малость, могут расшириться до размеров мироздания. Он присмотрелся и увидел, что они (разум и сердце) являются своеобразными переходами между сокровенным и видимым миром внутри человека, и поняв, что по отношению к человеку соприкосновение и контакты этих двух миров происходят в этих точках, он сказал своему разуму и сердцу:

«Идите сюда, через врата этих ваших подобий путь, ведущий к истине, ещё короче. Мы должны брать уроки не так, как на прочих путях, от своеобразных языков различных создании, а скорее всего нам надо через изучение воспользоваться обладанием качествами, свойствами и колоритами, проявляющимися благодаря вере.” После этого путник приступил к изучению и увидел:

Качественно сходные и научно обоснованные убеждения в вере и единобожии всех честных и просвещённых умов, чьи таланты весьма разнообразны, и учения которых различны и далеки друг от друга, совпадают; а их непоколебимые и убеждённые мнения и уверенность соответствуют друг другу. Значит, они опираются, связаны и срослись с прочной истиной и их корни не рвутся. Стало быть, их единодушие в вопросах веры, в необходимости существования и единстве Создателя является некой нерушимой сияющей цепью и своеобразным лучезарным окном, раскрытым к истине.

И кроме того, он увидел, что сходные и убедительные открытия и наблюдения, увлечённо сделанные в основах веры всеми этими чистыми и проницательными сердцами, чьи пути и методы весьма различны и даже противоположны, совпадают и в вопросе единобожия соответствуют друг другу.

Стало быть, каждое из обращённых к истине, достигших и уподобившихся ей проницательных сердец представляет собой маленькое средство для наибольшего познания Всевышнего и некое всеотражающее Божественное зеркало, своеобразное окно, распахнутое к солнцу истины. А все они одновременно – это некое грандиозное зеркало, подобное отражающему солнце морю. Их единодушие и согласие в необходимости существования и единстве Создателя является несходящей и несбивающей с верного пути некой яркой путеводной звездой. Дело в том, что ни при каких обстоятельствах нет ни единой возможности и вероятности, чтобы что-то, подобное ложному представлению или неверной мысли или же необоснованному качеству, в такой степени прочно и основательно ввело в заблуждение, подвергло ложному восприятию все одновременно эти очень великие и проницательные глаза. И он понял, что с испорченным и заблудшим разумом, допускающим такую нелепость, не согласятся, отвергнув его, даже софисты, отрицающие всё сущее. И он вместе со своим разумом и сердцем сказал:

 «Аманту Биллях» (Уверовал я в Аллаха).

 

(Бадиуззаман Саид Нурси, ‘Великое Знамение‘ )