Совесть – аргумент существования и единства Творца | Ru-Nur

Совесть – аргумент существования и единства Творца

Из раздела «Пункт» сборника «Месневи Нурия»:

«Четвёртый довод [существования и единства Всевышнего Творца] это сознательное естество, называемое человеческой совестью. В этом доводе обрати внимание на четыре особенности.

Во-первых, естество не лжёт. Например, склонность некоего семени к росту говорит: “Я прорасту и принесу плоды”. Оно говорит правду. И, например, в яйце есть склонность к жизни. Она говорит: “Я стану цыплёнком”. По воле Аллаха — станет. А также, например, склонность к расширению при замерзании в пригоршне воды говорит: “Я займу больше места”. Прочное железо не может выставить её лживой! Верность её слова разрывает железо. Итак, эти склонности являются проявлениями созидательных повелений, идущих от Божественной воли.

Во-вторых, кроме пяти внешних и внутренних чувств человека есть ещё очень много окон, открывающихся в скрытый мир. Есть большое множество чувств, которые не познаны. Помимо таких чувств, как слух, зрение и вкус, есть ещё такое верное шестое чувство, как “побуждение”, и такое яркое седьмое чувство, как “воодушевление”. Побуждение и воодушевление не лгут и им не сбиться с пути.

В-третьих, нечто мнимое не может быть источником внешней реальности. В естестве и совести точка опоры и точка обращения за помощью являются двумя необходимыми истинами. Если у человеческой души, являющейся чистым и самым почтенным созданием, не будет этих двух точек, она станет самым низким и самым скверным существом. Между тем, мудрость, порядок и совершенство Вселенной отвергают такую вероятность.

В-четвёртых, даже если разум приостановит свою деятельность и не будет видеть Творца, совесть не сможет о Нём забыть. Она будет видеть Его и думать о Нём даже если будет отрицать себя! Интуиция – средство молниеносного, непосредственного познания – постоянно будет приводить её в действие. Вдохновение (ильхам), являющееся усиленной интуицией, постоянно будет освещать её. Желание, являющееся усиленной склонностью, стремление, являющееся усиленным желанием и любовь к Богу, являющаяся усиленным стремлением постоянно будут побуждать совесть к познанию Всевышнего. Тяготение, притяжение в этом естестве возникает вследствие притягивающей истины.

После того, как ты понял эти особенности, обратись к этому субъективному (внутреннему) доводу, коим является совесть. Ты увидишь, что так же, как сердце распространяет жизнь по всем участкам тела, находящийся в сердце узел жизни, коим является познание Творца, разносит жизнь стремлениям и разветвлённым склонностям, связанным с неограниченными человеческими способностями, даёт им наслаждение, придаёт ценность, раскрывает и расширяет. Вот точка обращения за помощью! И против тысяч бедствий и тягот мира, набрасывающихся на суматошную жизнь, являющуюся полем брани и трудностей, единственная точка опоры это, опять же, познание Творца.

Да, если [человек] не будет верить в Мудрого Творца, Делающего всё с мудростью и порядком, и будет приписывать всё слепой случайности, а также если будет думать о том, что имеющихся в руках сил не хватает против тех бедствий, то, волей или неволей, впадёт в душераздирающее, подобное адскому состояние, сотканное из опасений, страха, беспокойства и ужаса. Это, в свою очередь, потребует, чтобы человеческая душа, являющаяся почтеннейшим и прекраснейшим созданием, стала самой несчастной среди всех творений, что противоречит совершенной гармонии абсолютного вселенского порядка. Поскольку точка обращения за помощью и точка опоры повсеместны в устройстве Вселенной и поскольку это является особенностью сути действительности, то Всевышний Творец постоянно проявляет в человеческом сердце свет Своего познания сквозь две этих точки, являющиеся двумя окнами в каждой совести. Даже если глаза разума закрыты, то глаза совести открыты всегда.

По твёрдому свидетельству этих четырёх доводов, Всевышний Творец, являясь Необходимо Сущим, Извечным, Единым (аль-Вахид), Единственным (аль-Ахад, аль-Фард), Самодостаточным (ас-Самад), Всезнающим (аль-Алим), Всемогущим (аль-Кадир), Обладателем Воли (аль-Мурид), Всеслышащим (ас-Сами’), Всевидящим (аль-Басир), Говорящим (аль-Мутакаллим), Живым (аль-Хай) и Вседержителем (аль-Каййум), также обладает всеми величественными и прекрасными качествами. Ведь несомненно, что свет совершенства творений исходит от проявления Творца. Значит, Всевышний обладает прекрасными и совершенными качествами в степени, бесконечно превышающей степень красот и совершенства во Вселенной, вместе взятых. Ведь подобно тому, как дар является подтверждением и признаком богатства, создание – подтверждением и признаком бытия, необходимость – подтверждением и признаком необходимого бытия, украшение – подтверждением и признаком красоты, а освещение – подтверждением и признаком света, так и вся красота и всё совершенство во Вселенной являются доводом и слабой тенью совершенства и красоты Всевышнего Творца.

Всевышний Творец пречист от всех недостатков. Ведь недостатки исходят от неполноценности материальной сущности. Всевышний же свободен от материальности и пречист. Он пречист от качеств и потребностей, возникающих из-за вероятностной сущности (имкан) Вселенной.»

 لَيْسَ كَمِثْلِهٖ شَىْءٌ جَلَّ جَلَالُهُ سُبْحَانَ مَنِ اخْتَفٰى لِشِدَّةِ ظُهُورِهٖ سُبْحَانَ مَنِ اسْتَتَرَ لِعَدَمِ ضِدِّهٖ سُبْحَانَ مَنِ احْتَجَبَ بِالْاَسْبَابِ لِعِزَّتِه



1775 раз(a) прочитано

Смотрите также:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.