Особенности проявления Атрибутов и Имен Аллаха

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ لَهُ الْاَسْمَٓاءُ الْحُسْنٰى

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Аллах, нет божества кроме Него, Ему принадлежат Прекрасные Имена» (Коран, 20:8).

ПЕРВАЯ ВЕТВЬ.

Подобно тому, как у некого правителя имеются различные титулы и звания в различных министерствах его правительства, и различные имена и описания в разных слоях населения, и различные имена и признаки в различных частях и уровнях его царства… Например: в министерстве юстиции – справедливый государь, в министерстве гражданских прав и имущества – правитель, в военном министерстве – главнокомандующий, в министерстве по науке – Халиф… И если, сравнивая со сказанным, будешь знать другие его имена и звания, то поймёшь, что один и тот же правитель может иметь в различных кругах своего царства и на различных ступенях правительственных уровней, тысячу имён и званий. Будто, тот правитель присутствует, предстаёт, находится и знает обо всём в каждом кругу, посредством достоинства своей духовной личности и телефона. И на каждом уровне чувствуется его приветствие, он видим и видит посредством своих законов, порядков и представителей. И на каждой ступени, находясь, как бы за занавесом, он распоряжается и видит, управляет и присматривает своею властью, знанием и силой.

Также, Извечный и Вечный Правитель, Которым является Господь миров, имеет: на ступенях Своего Божественного Правления (Рубубият) – различные, но связанные друг с другом атрибуты и имена; в кругах Своей Божественности (Улухият)– разные, но видимые один внутри другого имена и признаки; в Своих действиях, показывающих Его величие – различные, но похожие друг на друга образы и проявления; во владениях Своего Могущества – различные, но дающие ощущать друг друга названия и признаки. В проявлениях Его Атрибутов есть различные, но показывающие друг друга, святые проявления. В проявлениях Его действий есть разновидные, но дополняющие и завершающие друг друга мудрые распоряжения. В Его разноцветном творчестве и разнообразных творениях есть разновидные, но созерцающие друг друга, величественные признаки Божественной заботы. Наряду с этим, в каждом из миров, существующих во Вселенной, и в каждом виде творений проявляется смысл некого одного имени из Прекрасных Имён Аллаха. Это имя является в этом кругу наиболее господствующим. Остальные имена здесь подчинены ему, а скорее, находятся внутри него. А также, в каждом из родов творений, независимо от того, малочисленный ли он или многочисленный, маленький или большой, отдельный или общий – есть особая Божественная забота, проявление посредством какого-то одного особого имени. То есть, наряду с тем, что это имя является всеохватывающим и всеобщим, оно может благоволить и повернуться к некой вещи с таким желанием и важностью, что будто оно присуще только этой вещи. А также, одновременно с этим, Могущественный Творец имеет около семидесяти тысяч лучезарных завес, несмотря на то, что Он непосредственно близок ко всему. Например, ты можешь сравнить, сколько завес имеется у имени Хáлик (Творец), начиная с частичной степени имени Хáлик, которое проявляется в тебе, как в творении, и кончая величайшей степенью и величественным титулом Творца Всей Вселенной.

Значит, начиная с ворот сотворенности, то есть с твоей бытности творением, ты придёшь к конечному пределу имени Хáлик (Создатель) и приблизишься к кругу Атрибутов, но с условием, что оставишь позади всю Вселенную. Поскольку, у завес есть окна, открывающиеся друг напротив друга, и имена видны внутри друг друга, и личные особенности связаны друг с другом, и образы проявлений входят друг в друга, и атрибуты дают почувствовать друг друга, и проявления похожи друг на друга, и распоряжения содействуют друг другу и завершают друг друга, и разнообразные воспитания Божественной заботы поддерживают и дополняют друг друга, – то, конечно же, зная и постигая Всевышнего через одно Его имя, через одно Его качество, через одну Его Божественную заботу и так далее… нельзя отрицать другие Его качества, Божественные заботы и деяния, имеющиеся внутри этого одного. Скорее, если не переходить от проявлений каждого имени к другим именам, то это может причинить вред. Например, если увидеть отпечатки имён Кади́р (Обладатель Абсолютного Могущества) и Хáлик, но не узреть имени Али́м (Обладатель Извечного и Вечного Знания), то можно впасть в беспечность и в болото заблуждений материализма. Скорее необходимо:

Чтобы человек постоянно видел перед своими глазами и читал:

هُوَ هُوَ اللّٰهُ

«Он, Он – Аллах»

Его слух прислушивался бы ко всему и слышал:

 قُلْ هُوَ اللّٰهُ اَحَدٌ

«Скажи, Он – Аллах Единый» (Коран, 112:1).

Его язык говорил и объявлял:

لَا اِلٰهَ اِلَّا هُو بَرَابَرْ مٖيزَنَدْ عَالَمْ

«Нет божества кроме Него, произносит вместе весь мир»

Вот почему, Ясный Коран своим повелением:

 اَللّٰهُ لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ لَهُ الْاَسْمَٓاءُ الْحُسْنٰى

«Аллах, нет божества кроме Него, Ему принадлежат Прекрасные Имена «(Коран, 20:8)

указывает на упомянутые нами истины.

Если ты захочешь созерцать эти возвышенные истины вблизи, то иди и спроси у взбушевавшегося моря и зашедшейся землетрясением суши. Спроси: “Что вы произносите?” Конечно же, ты услышишь, как они говорят: “Йа Джали́ль! Йа Джали́ль! Йа Ази́з! Йа Джаббар!” “О Могущественный! О Могущественный! О Непобедимый! О Всемогущий!”

После этого спроси у маленьких животных и их детёнышей, обитающих на море и на поверхности земли, которые милостиво и милосердно воспитываются. Скажи: “А вы что скажете?” Конечно же, они ответят: “Йа Джами́ль! Йа Джами́ль! Йа Рахи́м! Йа Рахи́м!” “О Прекрасный! О Прекрасный! О Милосердный! О Милосердный!”.

Послушай небеса, как они вторят: “Йа Джали́л-и Зульджамаль!” “О Величественный Обладатель Бесконечной Красоты!” Прислушайся к земле, как она говорит: “Йа Джами́л-и Зульджаляль!” “О Прекрасный Обладатель Бесконечного Величия!”

Обрати внимание на животных, как они повторяют: “Йа Рахмáн! Йа Раззак!” “О Милостивый! О Кормилец!”

Спроси у весны и ты увидишь, как она повторяет многочисленные имена: “Йа Ханнáн! Йа Рахмáн! Йа Рахи́м! Йа Кери́м! Йа Лати́ф! Йа Ату́ф! Йа Мусаввир! Йа Мунаввир! Йа Мухсин! Йа Музайин!” “О Самый Сострадательный! О Милостивый! О Милосердный! О Щедрый! О Самый Нежный! О Самый Добрый! О Самый Лучший Художник! О Освещающий! О Благодетельный! О Украшающий!”

И спроси у человека, если он на самом деле является человеком. Посмотри, как он будет читать все Прекрасные Имена и все эти имена вычерчены на его челе. Своим внимательным взором прочтёшь и ты. Будто вся Вселенная является некой величественной музыкой – зикром. Самые маленькие мелодии, смешиваясь, с самыми громкими звуками, выдают некую величественную красоту. И таким же образом, сравни и оцени далее сам.

 

(Бадиуззаман Саид Нурси, ‘Слова: Двадцать четвертое Слово‘)