НЕЛЕПОСТЬ ТИПИЧНЫХ ОБОСНОВАНИЙ НЕВЕРИЯ

Знай, мой дорогой брат! Из уст некоторых людей выходят три краткие, но очень значимые по содержанию фразы:

Первая фраза: «Всё образовалось само по себе.»

Вторая фраза: «Создают и воздействуют причины.»

Третья фраза: «Природная необходимость.»

Послушай изложение о том, что эти три фразы содержат в себе множество нелепостей.
Человек существует. Этот существующий человек, согласно первой фразе, является и творцом, и творением.
Согласно второй фразе, он появился под воздействием причин.
Из третьей фразы следует, что он – произведение мнимой природы.
В четвёртом же отношении, как того требуют истина и реальность, он является творением Аллаха.

Некоторые из бесчисленных нелепостей первой фразы:

1. Согласно требованию этой фразы, каждая из формирующих человека частиц должна обладать зрением, знанием и другими необходимыми качествами, посредством которых она могла бы знать и видеть как человека изнутри, так и всю Вселенную.
2. Для различных составляющих человеческого тела, образованных из частиц, понадобятся различные формы, подобные формам, используемым в типографии для набора букв.
3. Понадобится, чтобы каждая частица, подобно кирпичам каменного свода, была и повелителем над всеми своими товарищами, и подчинённым, а также подобной каждому из них и противоположной, абсолютной и ограниченной.

Нелепости второй фразы:

1. Источник человека, то есть составляющие человека вещества, подобны находящимся в аптеках разнообразным, противоположным по свойству лекарственным препаратам с запечатанными горлышками. Если возможно, чтобы эти лекарства, без чьего-либо участия, совершенно упорядоченно и взвешенно, в точно необходимой мере вышли из своих колб и пришли в состояние некой живой мази, то тогда можно будет сказать, что и появление человека возможно без Творца, под воздействием совокупности причин и неживых материй.
2. Подобно тому, как невозможно абсолютно упорядоченное появление чего-либо от безграничных, слепых, глухих, безжизненных и бессознательных причин, настолько же невозможно создание человека из тех материй без Творца. Вместе с тем, у материальных причин есть лишь внешний контакт. Во внутренней стороне они не воздействуют на тонкие, изящные и удивительные узоры и творения.
3. Согласно необходимому следствию этой фразы, требуется, чтобы бесчисленные причины, в совершенных согласии и порядке, в необходимой мере скопились в одной части, в одной клетке. Это будет означать, что элементы и основы мира, со своими огромными размерами, скопились бы внутри твоей руки. Ведь если мастером человека будут являться причины, то все элементы и основы мира должны будут трудиться в процессе его сотворения, потому что человек связан со всеми элементами и основами мира. Некий мастер делает какую-либо вещь лишь после того, как проникнет внутрь неё. В таком случае, в одной человеческой клетке возможно скопление всех элементов мира. Это же – самая невероятная из всех нелепостей!

Нелепость и несостоятельность третьей фразы:

Природа имеет две стороны: одна из них – внешняя, которая беспечными и заблудшими людьми считается истиной; другая – внутренняя, являющаяся творением и искусством Милостивого Творца. Сила же, которая провозглашается вдобавок к природе – ни что иное, как проявление могущества Мудрого и Всезнающего Создателя. Слепая случайность и совпадение, которые беспечные люди прилепили в качестве крыльев к природе, воспринятой ими за творца – это вздор, вынужденно измышленный дьяволами в результате заблуждения.

Ведь как было твёрдо доказано в моих многочисленных произведениях, источником этого чудеснейшего творения является лишь Десница Могущества Всеведающего и Всевидящего, обладающего всеми совершенными качествами Творца. Разве возможно, чтобы надетое на Вселенную «одеяние» было соткано руками плотного, безжизненного, ограниченного, жалкого творения?! Может, эти надетые на миры прекрасные формы сделаны комаром или черепахой?! Боже упаси!
(Бадиуззаман Саид Нурси «Месневи Нурие»)