… я был погружен в это раздумье и перед моим взором, словно дьявол в человеческом облике, предстал некий субъект, потворствующий распутству и безверию, и сказал:
― Мы хотим вкусить сами и дать вкусить другим все виды наслаждений и развлечений этой жизни, не вмешивайся в наши дела.*
Я же в ответ ему сказал:
― Раз ради удовольствий и наслаждений, не вспоминая о смерти, ты уходишь в заблуждение и предаёшься распутству, твёрдо знай, что всё прошлое, по суждению твоего заблуждения и безбожной мысли, ушло в небытие и исчезло, и является неким ужасающим кладбищем, в котором разложились останки. Страдания, которые из-за человеческой причастности и от заблуждения исходят на твою голову и сердце (если оно ещё есть и не умерло) от тех бесчисленных разлук и от вечной смерти тех твоих многих друзей, уничтожают твоё нынешнее незначительное и полученное будучи опьянённым мимолётное наслаждение. Так же и предстоящее будущее с точки зрения твоего безверия опять же не существует и является некой мрачной, мёртвой и страшной пустыней. И головы несчастных, исходящих оттуда и недавно появившихся на свет, и заглянувших в настоящее, отрубаясь секирой смерти, бросаются в небытие, что, постоянно мучая сознание, осыпает твою безбожную голову бесчисленными тяжкими тревогами, разметая твои жалкие наслаждения, полученные на пути распутства.
Если же, оставив заблуждение и распутство, встанешь на путь осознанной веры и праведной жизни, то со светом веры ты увидишь, что то прошедшее прошлое не ушло в небытие и не является неким кладбищем, которое всё обращает в прах, а напротив, оно существует и являет собой светлый мир, превращающийся в будущее, а также некий зал ожидания для вечных душ, чтобы войти в дворцы блаженства, которые ждут их в будущем. И вследствие такого видения это прошлое не только не печалит, но и, напротив, в зависимости от силы веры также и в этом мире даёт вкусить одно из духовных наслаждений Рая. И предстоящее будущее будет не страшной и мрачной пустыней, а глазом веры станет видно, что во дворцах вечного блаженства приготовлены угощения Милостивого и Милосердного Творца – Обладателя Величия и Милости, Который обладает бесконечной милостью и щедростью и каждую весну и лето обращает в некую скатерть и наполняет её благами, и что открыты выставки Его даров и угощений, и туда мы направляемся.
И оттого, что человек благодаря своей вере видит это, он, в зависимости от её уровня, сможет ощутить одно из наслаждений вечного мира. Стало быть, истинное и беспечальное наслаждение может быть только в вере (имане) и возможно лишь благодаря ей.
(Бадиуззаман Саид Нурси, «Посох Мусы»)
— — —
но тот снова сказал: