Представляя беды большими, они возрастают, а видя их незначительными – уменьшаются. Например, ночью глазам человека могут представиться различные образы. И чем большее значение он придаст им, тем серьёзнее они покажутся, а если не обратить на них внимания, они исчезнут. Чем больше отмахиваться от налетевших пчёл, тем больше они будут налетать. Если же не обращать на них внимания, они улетят. Подобно этому, видя беды большими и придавая им значение, они возрастают, а по причине беспокойства эта беда, после тела, обосновывается и в сердце, и в результате даёт ещё одну, духовную болезнь, на которой она основывается и продолжается. Когда же человек устранит это беспокойство с помощью покорности судьбе и упования на Всевышнего, то беда, словно дерево с обрубленным корнем, становясь всё слабее и слабее, в конце концов, совсем засохнет и уйдёт. Чтобы выразить эту истину, однажды я сказал так:
Перестань стенать, несчастный,
Если у тебя беда – уповай ты на Творца.
Знай, что стон твой – это ошибка и беда в беде,
Если ты найдёшь Того, кто дал её тебе,
Знай, что это – радость и милость при беде.
Если ж не найдёшь Его, то мир весь – в страдании и в гибели, – беда.
И когда над головой твоей беда огромная как мир,
Что кричишь ты от маленькой беды,
Давай, уповай же на Творца.
С упованием ты смейся над бедой, чтобы и она смеялась.
И со смехом уменьшится она, поменяет свою суть.
Как например, добродушный смех во время спора с недругом обращает враждебность в примирение, а неприязнь – в шутку, и враждебность уменьшается и исчезает, так и противостояние беде с помощью упования на Всевышнего подобно этому.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Сияния: Второе сияние‘)