Великое напоминание пятикратного намаза
Потребность человеческой души в намазе (фаджр, зухр, аср)
Потребность человеческой души в намазе (магриб)
Потребность человеческой души в намазе (иша)
Вечернее время (магриб)
– напомнит о том времени, когда среди грустного прощания исчезают с приходом зимы изящные и чудесные создания царства лета и осени; и когда с приходом своей смерти, человек, в скорбной разлуке расставшись со всеми своими любимыми, уходит в могилу. Это напомнит, и похоже на то время, когда с кончиной этого мира в сотрясениях предсмертной агонии, все его жители перейдут в иные миры, и потушится светильник этого места испытаний.
Это и время, которое строго предостерегает тех, кто чрезмерно привязан к своим любимым, которые покидают нас и исчезают. Душа же человека по своей природе является жаждущим зеркалом одного Вечно Прекрасного (т.е. зеркалом, жаждущим отразить имена Аллаха). И вот, чтобы совершить вечерний намаз в такое время, обратившись к Трону Величия Постоянного, Неисчезающего и Неугасающего, Который вершит все эти колоссальные дела, управляет этими грандиозными мирами и изменяет их, сказав над всем этим смертным “Аллаху Акбар” и отстранившись от всего бренного, почтительно и смиренно представ перед Постоянно Вечным, благословенным словом “Альхамдулиллях” благодаря и восхваляя Его перед Его безупречным Совершенством, бесподобной Красотой и безграничной Милостью; и, сказав: اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Коран, 1:5), просить о помощи, выразить свою покорность перед Его Божественностью, Господством и Царствованием, которые не имеют и не нуждаются ни в помощниках, ни в партнёрах; совершив поклон перед Его безграничным Величием, беспредельными Могуществом и Превосходством, выражая вместе со всем сущим свою слабость и беспомощность, бедность и презренность, говоря: سُبْحَانَ رَبِّىَ الْعَظٖيمِ «Хвала далёкому от всех недостатков и изъянов Господу Моему Великому», прославляя и возвеличивая своего Великого Господа, совершая земной поклон перед непреходящей Красотой Его Сущности, перед Его неизменными священными качествами и незыблемым Божественным Совершенством, в смирении и восхищении, уходом от всего земного объявляя свою любовь и покорность Всевышнему, обретая взамен всего тленного одного Вечно Прекрасного, одного Постоянно Милосердного, говоря: سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلٰ «Хвала Господу моему, Который превыше всего», освящать своего Великого Господа, бессмертного и святого от недостатков… затем, молясь сидя и вознося от своего имени Неугасающе Прекрасному и Неисчезающе Высокому благословенные приветствия и поклоны, добрые обращения и молитвы всех созданий; и приветствием Его Почтеннейшего Посланника обновив cвою присягу на верность и выразив своё повиновение его заповедям;
и, чтобы обновлением просветить свою веру, наблюдая мудрый порядок этого дворца вселенной, свидетельствовать о единственности Всемогущего Творца; о пророчестве Мухаммада (Мир Ему и Благо), являющегося глашатаем и благословенным вестником Господства Всевышнего и выразителем знамений Великой Книги Вселенной – это и значит совершить вечерний намаз.
И истинный человек безусловно осознает, насколько это тонкая и чистая обязанность, насколько это святое, приятное служение и поклонение, насколько серьёзная истина, а также какое бессмертное общение и постоянное счастье в этом временном, бренном мире!
(Бадиуззаман Саид Нурси, ‘Девятое Слово‘ )