Роль причин в Божественном Господстве

Человек, отрицающий Творца и поклоняющийся природе, говорит: “Раз призываешь меня к совести, я скажу: признаю, что путь, по которому мы ошибочно шли до сих пор, и совершенно нелеп и безобразен, и приносит много вреда. Обладающий крупицей разума поймёт из ваших предыдущих исследований, что приписывать причинам и природе способность творить – невозможно и нелепо, а всё непосредственно относить к Необходимо Сущему (Творцу) – необходимо и обязательно; и я принимаю веру, благодаря за неё Аллаха.

Только есть у меня одно сомнение: я согласен с тем, что Всевышний является Творцом, но какой ущерб может нанести Господству Его Управления (Рубубияту) незначительное вмешательство в Божественное сотворение некоторых мелких причин и приобретение ими некоторого восхваления? Наносится ли этим ущерб Его Господству?”

Ответ. Как уже весьма убедительно доказано нами в некоторых брошюрах “Рисале-и Нур”, признаком господства является отвержение вмешательства. Даже самый мелкий правитель или чиновник не признаёт в своём правлении вмешательства своего сына. И даже некоторые религиозные правители, хотя и являлись правителями, но, опасаясь вмешательства в свою власть, убивали своих невинных потомков, что свидетельствует о том, насколько основательно господствует в сфере правления и власти этот закон отвержения вмешательства. Начиная с двух начальников в одном районе и до двух правителей в одном государстве – закон отвержения соучастия, требующий во власти её независимости, в истории человечества показал свою силу через весьма невероятные беспорядки и смуты. У людей же, которые беспомощны и нуждаются в поддержке, проявляется лишь некая тень от господства и власти. Посмотри же, в какой степени отвергает она вмешательство и препятствует вмешиваться другим, и как не признаёт соучастия в своей власти и стремится с безграничным фанатизмом сохранить независимость на своём уровне. А затем, если сможешь, сравни, в какой степени обязательной необходимостью Божественного Господства является это отвержение вмешательства и соучастия и непринятие сотоварища у Всемогущего, чья Абсолютная Власть находится на уровне Вселенского Управления (Рубубият), чьё Абсолютное Правление – на уровне Божественности (Улухият), чья Абсолютная Независимость – на уровне Его Единственности (Ахадият) и чьё Абсолютное Величие – на уровне Абсолютного Могущества (Кадирият).

Второе же твоё сомнение: “Какой недостаток будет от поклонения созданий, которые от атомов до звёзд поклоняются Необходимо Сущему (Творцу) – Абсолютному Мабуду, если некоторые причины станут для некоторых предметом поклонения?”

Ответ. Мудрый Творец этой Вселенной, создав Вселенную в виде некоего дерева, самым совершенным его плодом сотворил разумные существа, а среди них наиболее содержательным его плодом – человека. И самым важным в человеке, и даже целью его сотворения и плодом его жизни является благодарение и поклонение. И разве этот Абсолютный Властелин и Независимый Повелитель, этот Один и Единственный, сотворивший Вселенную чтобы дать полюбить и познать Себя, разве передаст Он в другие руки человека, являющегося плодом всего сущего, и его благодарение и поклонение, являющиеся его высшим плодом? Разве сделает Он напрасной цель сотворения и плод Вселенной, что совершенно противоречило бы Его Мудрости? Никогда и ни за что!.. И разве согласится Он, разве позволит передать поклонения созданий другим, что заставило бы отрицать Его Мудрость и Господство? И, несмотря на то, что Своими деяниями Он показывает, что в безграничной степени даёт полюбить и познать Себя, неужели Он даст забыть Себя, передав другим причинам благодарность и признательность, любовь и поклонение Своих самых совершенных созданий, таким образом заставив отрицать Свои высшие цели во Вселенной?

О друг, отказавшийся от поклонения природе! Скажи же ты! И он говорит:

“Слава Аллаху, помимо того, что разрешились мои два сомнения, ты показал настолько ясные и сильные два доказательства относительно Божественной Единственности, и что истинным достойным поклонения является Он, и что всё прочее, кроме Него, недостойно поклонения. Отрицание этих доказательств подобно высокомерному отрицанию солнца и дня”

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )