Утверждение:
“Возникает само по себе”.
Здесь также содержится много нелепостей, во многих отношениях это невозможно и абсурдно. Для примера приведём три из этих нелепостей.
Первая. О упрямый неверующий! Твоё эгоистичное «я» настолько тебя одурачило, что ты решаешься принять сразу сто нелепостей. Дело в том, что ты – создание, и не являешься какой-то простой, неживой и неизменяющейся материей. Напротив, пребывая в постоянном обновлении, ты походишь на некий чрезвычайно совершенный механизм, на некий удивительный и постоянно преобразовывающийся дворец. В твоём организме беспрерывно работают атомы. Твой организм взаимосвязан со Вселенной, особенно посредством пищи и в отношении продолжения рода, и находится с ней в постоянном взаимообмене. Атомы работающие в твоём организме, внимательно следят за тем, чтобы не нарушился этот взаимообмен, и не прервалась эта связь. Таким образом, они с осторожностью “переставляют свои ноги”. Словно они наблюдают за всем миром, и видя твою взаимосвязь с ним, занимают соответствующую позицию. Ты пользуешься своими внешними и внутренними чувствами в зависимости от той удивительной позиции, которую занимают твои атомы. Если атомы своего организма ты не воспримешь как мельчайших исполнителей, работающих по законам Извечного Всемогущего, или как Его войско, или же как кончики пера предопределения (где каждый атом – кончик одного пера), или же точками поставленными пером Могущества (где каждый атом – одна точка), тогда каждому атому, который работает в твоём глазу, необходим такой глаз, который полностью видя весь твой организм, одновременно наблюдал в мире за всем тем, с чем ты находишься во взаимосвязи, и, к тому же ещё, каждому атому придётся приписать такой разум как у ста гениев, который знает всё твоё прошлое и настоящее, твой род и происхождение, источники элементов твоего тела и местонахождение пищи. Подобно тебе, не имеющему в таких вопросах разума и на величину атома, приписывать одной частице атома столько знания и разума, сколько их у тысячи Платонов, является тысячекратной безумной бессмыслицей.
Вторая нелепость. Твоё тело похоже на некий удивительный, имеющий тысячу куполов дворец, в каждом куполе которого камни, установлены без опор, поддерживая друг друга. Однако твоё тело в тысячу раз удивительнее этого дворца, потому что твоё тело – это дворец, который находится в непрерывном гармоничном обновлении. Не затрагивая вопроса души, сердца и тонких духовных чувств, которые чрезвычайно удивительны, а обращаясь лишь к твоему физическому телу, мы видим, что каждая часть, каждый орган твоего тела представляет собой некое однокупольное сооружение. Атомы, подобно камням того купола, сплачиваясь друг с другом в полном равновесии и порядке, демонстрируют некое удивительное строение, некое великолепное искусство, такие необыкновенные чудеса могущества, как глаза и язык. Если эти атомы не будут некими исполнителями, повинующимися повелению Творца этой Вселенной, тогда каждому атому в этом теле нужно одновременно быть:
и абсолютным властелином над всеми остальными атомами,
и абсолютно зависимым от каждого атома;
и подобным каждому из них,
и противоположным с точки зрения правления;
и основой, источником большинства качеств, присущих исключительно Необходимо Сущему (Творцу);
и весьма ограниченным,
и абсолютно свободным и всеохватывающим.
Обладающий даже крупицей разума поймёт, что приписывать это чрезвычайно гармоничное уникальное создание (которое по секрету единственности может быть творением лишь только Одного-Единственного Создателя) всем этим бесчисленным атомам – это является весьма очевидной, а вернее даже, стократной бессмыслицей.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )