Явное и скрытое откровение Пророчества

Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо)является и человеком – с точки зрения человеческой природы действует как человек; и посланником – с точки зрения пророческой миссии является выразителем и послом Всевышнего. Его миссия основана на откровении (вахий). Откровение бывает двух видов:

Первый. “Явное откровение” – в котором Пророк (Мир Ему и Благо)является только лишь выразителем и передатчиком, его доли там нет. Это, например, Коран и некоторые Хадисы-Кудси.

Второй вид. Это “Скрытое откровение”. Его суть и основа опирается на откровение (вахий) и вдохновение (ильхам), однако детали и описание принадлежат Досточтимому Посланнику (Мир Ему и Благо). Разъясняя и описывая ту, идущую от откровения суть, Ахмад (Мир Ему и Благо) порой вновь опирается на откровение или вдохновение, или же использует свою интуицию. И сделанные по собственному суждению разъяснения и описания или повествуют с высокой святой силой с позиции посланнической миссии, или же с позиции человеческой сути излагают соответственно общепринятому, привычному для людей мнению.

Итак, нельзя рассматривать все подробности каждого хадиса с позиции чистого откровения. Нельзя искать высокие признаки пророчества в мыслях и поступках, являющихся необходимыми для человеческой природы. Поскольку некоторые известия пришли к нему посредством откровения в обобщённом виде, он же описывал их посредством своей интуиции и согласно общепринятому пониманию, то порой уподобления и трудные для понимания места этих описаний нуждаются в толковании и объяснении. Потому что есть такие истины, которые можно приблизить к пониманию только посредством примера. Подобно тому, как однажды, в присутствии Пророка (Мир Ему и Благо)послышался некий глубинный грохот. Посланник (Мир Ему и Благо) объявил: “Это грохот камня, который катился семьдесят лет, а теперь упал на дно Ада”. Через час пришёл ответ: “Умер и отправился в Ад один известный семидесятилетний лицемер”. Тем самым выяснилось объяснение события, которое Пророк (Мир Ему и Благо) изложил на красноречивом примере.

 

(Бадиуззаман Саид Нурси, ‘Чудеса Ахмада‘)