Разница между Откровением и вдохновением

Наблюдения одного путешественника, спрашивающего у Вселенной про своего Создателя

 

…Затем он обратился к вдохновениям (ильхам) и увидел: настоящие вдохновения, хотя и похожи в некотором отношении на Божьи откровения (вахий) и являются своего рода Божественным разговором, однако имеют два отличия:

Первое. Большинство откровений, которые по своей степени намного выше вдохновений, приходит посредством ангелов, а большинство же вдохновений – непосредственно. Например, подобно тому, как у какого-нибудь правителя имеется два способа вести разговор и отдавать распоряжения:

Первый. От величия власти и абсолютного господства направляет своего помощника к некому губернатору. А иногда, чтобы показать величие этой власти и значимость повелений, устраивает совещание вместе с посредником, после чего будет оглашен указ.

Второй способ. Не от имени государства и власти, а личный разговор по индивидуальному телефону со своим личным слугой, либо с простым подданным, имеющим с ним какую-либо особую связь или частное обращение.

Таким же образом, подобно тому, как существует Речь Извечного Царя от имени Господа всех миров и Творца Вселенной в виде Божьих откровений и выступающих в их роли всеобъемлющих вдохновений; так же имеется и своеобразный, индивидуальный способ общения, как от имени Господа и Создателя каждого живого существа, однако за завесами и в зависимости от способности собеседника.

Второе отличие. Божье откровение – оно без теней, явственно, присуще избранным. Вдохновение же – туманно, расплывчато, доступно всем. Такие вдохновения, как вдохновения ангелов, вдохновения людей и вдохновения животных, своими разнообразными и многочисленными видами становятся причиной умножения Божественных слов до бесконечного множества наподобие бесчисленных капель в морях. И наш путник понял, что это является пояснением одного из смыслов следующего аята:

لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبّٖى لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ اَنْ تَنْفَدَ كَلِمَاتُ رَبّٖى

«…Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего… » (Коран, 18:109)

Затем он обратился к сущности, предназначению и свидетельству Божественного вдохновения (ильхама) и увидел, что его сущность, смысл и предназначение состоит из четырёх лучей:

Первый. Подобно зовущемуся «Таваддуд-у Илахи» — пробуждению в созданиях любви к Себе посредством Своих деяний, так и влюбление их в Себя Своими словами, присутствием и общением является необходимостью Божественной любви и милости Всевышнего.

Второй. Подобно тому, как Всевышний Своими деяниями отвечает на молитвы и просьбы Своих созданий, так и ответ на них словами, но за завесами, является потребностью Божьего милосердия.

Третий. Подобно тому, как Аллах Своими деяниями и помощью отвечает на стоны и мольбу Своих созданий, попавших в беду и находящихся в тяжёлом положении, так же поддержка их словами Божественного вдохновения, выступающего в качестве Его своеобразного разговора, является необходимостью Божественного Правления и Заботы (Рубубията).

Четвёртый. Подобно тому, как Всевышний Своими деяниями даёт почувствовать Своё бытие, присутствие и покровительство Своим разумным созданиям, являющимся весьма слабыми и беспомощными, очень бедными и нуждающимися, испытывающими крайнюю потребность и жаждущими найти своего Господина и Покровителя, своего Защитника и Хранителя; так же и за завесой некоторой части истинных вдохновений, рассматриваемых в качестве своеобразного Божественного общения, в особой форме, зависящей от каждого отдельного создания, в зависимости от его способности по телефону его сердца словесно дать почувствовать Своё присутствие и бытие является обязательной необходимостью Божественного сострадания и милости, что понял наш путник.

 

 

(Бадиуззаман Саид Нурси, ‘Великое Знамение‘ )