Что же такое природа?

подснежник

Вопрос: что же такое природа, законы и силы, которыми они себя обманывают?

Ответ: природа – это великий Божественный шариат, связывающий и упорядочивающий действия элементов и органов тела мироздания, именуемого явным миром. Итак, этот естественный шариат зовётся Cуннатуллах (Божественным законом мироустройства) и природой. Он состоит из собрания и свода условных законов, действующих в мироздании. Всё, что зовётся силой, является отдельным предписанием этого шариата, а всё, что называется законом – его отдельным положением. Однако, из-за монотонности и непрерывности законов этого шариата, мнительность и воображение навязали представление о том, что эта беспочвенная природа материализовалась, приняла физическое существование, и из воображаемой превратилась в реальную. Из-за бесплодных способностей тех, кто мнимое видит и показывает как реальное, она обрела образ влияющей хозяйки своих действий. Между тем, у слепой, бессознательной природы нет совершенно ничего, что могло бы твёрдо убедить сердце, вызвать одобрение мысли и взгляда истины. Она никак не способна быть источником деятельности. Однако, несмотря на это, только лишь из принуждения, исходящего от вероятности отрицания Творца, было возомнено, что яркие произведения извечного могущества, потрясающие умы, возникли от природы.

Между тем, природа это некое подобие типографии, но не издатель; она — узор, но не художник; она — объект, но не субъект воздействия; она — лекало, но не чертёжник; она — порядок, но не устроитель порядка; она — закон, но не сила; она — свод законов, являющихся проявлением Воли Всевышнего, но не материально существующая реальность.

К примеру, некий двадцатилетний человек приходит в этот мир и в неком безлюдном месте заходит в величавый дворец, украшенный изящным искусством, и представляет, что он категорически не является произведением какого-либо мастера извне. В поисках причины возникновения и гармонии упорядоченных вещей этого дворца он находит книгу, содержащую законы этого порядка, и поскольку эта книга является отражением разума, он вынужденно принимает её за мастера, за причину появления дворца.

Таким образом, предавшие Творца забвению обманулись столь неразумной, неприемлемой и вынужденно принимаемой причиной, как природа.

Есть два Божественных шариата:

первый — это шариат, исходящий от атрибута “речь” (калам), который регулирует свободу выбора людей;

второй — это исходящий от атрибута “воля” (ирада) и именуемый созидательными повелениями естественный шариат, который состоит из свода Божественных законов мироустройства (адатуллах), действующих во всей Вселенной. Первый шариат состоит из законов, обращённых к разуму, а второй, называемый природой, представляет собой свод условных законов. Они не обладают такими свойствами, как созидание и воздействие, которые присущи качеству “могущество”.

Ранее, в изложении секрета единобожия, мы сказали, что все вещи взаимосвязаны. Одна вещь не может быть сделана отдельно от всего остального, и так как создавший одну вещь создал и всё сущее, то Он непременно должен быть Единым (Вахид), Единственным (Ахад, Фард) и Самодостаточным (Самад).

(из сборника «Месневи Нурия»)