Это заключение описывает четыре разных болезни и указывает на способы их лечения.
Первая болезнь: “Отчаяние”.
Друг! Тот, кто не может преуспеть в благодеяниях и в повиновении Всевышнему, боится мук наказания и впадает в отчаяние. На взгляд такого отчаявшегося, даже простой и слабый признак, отрицающий религиозные положения, кажется весомым доказательством. Найдя несколько таких признаков, побуждаемый и иными признаками, он восстаёт и, выйдя из круга Ислама, присоединяется к войскам сатаны. Поэтому тем, кто не может преуспеть в благодеяниях, во избежание отчаяния следует обратиться к следующему аяту:
قُلْ يَا عِبَادِىَ الَّذٖينَ اَسْرَفُوا عَلٰٓى اَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللّٰهِ اِنَّ اللّٰهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمٖيعًا اِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحٖيمُ
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”.» (Коран, 39/53)
Вторая болезнь: “Самонадеянность”.
Друг! Человек, впавший в отчаяние, желая спастись от мучений, начинает искать для себя какую-нибудь точку опоры. Видя, что у него имеются некоторые благодеяния и достоинства, тут же полагается на них и самонадеянно говорит: “Эти достоинства меня спасут. Их мне достаточно”, – после чего в некоторой степени успокаивается. Однако, надежда на свои благодеяния – самонадеянность; она вводит человека в заблуждение, ведь у него нет права на совершённые им благодеяния и на имеющиеся достоинства. Они ему не принадлежат и полагаться на них он не может.
Человеку не принадлежат даже его существование и его тело, потому что они – произведения не его искусства. Эти тело и бытие – не бесхозная находка, присвоенная себе. Они не какие-то не представляющие ценности вещи, выброшенные кем-либо и подобранные человеком. Эти тело и бытие, по свидетельству содержащихся в них необычайных искусств и удивительных узоров, являются неким драгоценным помещением, вышедшим из-под Десницы Могущества Мудрого Творца. Человек же временно и под ответственность находится в этом помещении. Из тысяч процессов, происходящих в этом теле, ему принадлежит лишь один.
Также, несмотря на то, что среди всех причин человек является самым достойным и обладающим самой сильной волей, в исполнении таких простейших действий, как еда и питьё, воспринимаемых им как совершаемые по собственной воле, ему принадлежит лишь одна сотая часть. Помимо этого, свобода выбора, находящаяся в руках человека, весьма ограниченна. Несмотря на то, что наиболее обширным из чувств человека является воображение, оно не в состоянии охватить разум и его плоды. И как же ты можешь приписать своему ограниченному выбору настолько великие вещи и гордиться ими?! К тому же, множество полезных и вредных процессов протекает неосознанно для тебя. Поскольку сами эти процессы происходят осознанно и разумно, а твой разум и сознание к ним непричастны, то, без сомнения, их производителем является Всезнающий Творец. Ни ты, ни твои причины не являетесь деятелями и производителями этих процессов.
Следовательно, откажись от претензий на владение. Не думай, что ты являешься источником благодеяний и достоинств. Твёрдо знай, что тебе принадлежат только лишь твои недостатки и изъяны, потому как даже достоинства ты искажаешь своей злой волей! И тело твоё, являющееся для тебя неким домом, вверено под твою ответственность лишь на время. Все твои благодеяния дарованы, а все прегрешения – заработаны. Поэтому, скажи:
لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِ
Третья болезнь: “Гордыня”.
Да, вследствие гордыни человек лишается материальных и духовных достоинств и благодеяний. Если он, под влиянием своей гордыни, будет смотреть на достоинства других людей свысока, довольствуясь своими достоинствами, то будет являться неполноценным. Такие люди, считая свои познания и открытия более высокими, лишают себя наставлений и открытий великих предшественников, и, подвергаясь сомнениям, сбиваются с пути. Между тем, открытий, совершенных великими предшественниками за сорок дней, им не достичь и за сорок лет.
Четвёртая болезнь: “Плохое мнение”.
Да, человек обязан иметь хорошее мнение. Всех остальных он должен считать выше (лучше) себя. Из-за своего плохого мнения, он не должен свои плохие черты распространять на других. Не зная истинного смысла некоторых поступков других людей, он не вправе осуждать их. Поэтому, неодобрительное отношение к некоторым состояниям великих предшественников, мудрость которых нам неизвестна, является “плохим мнением”. Подозрительность и плохое мнение разрушают духовную и материальную жизнь общества.