Восемнадцатое Окно
اَوَلَمْ يَنْظُرُوا فٖى مَلَكُوتِ السَّمٰوَاتِ وَ الْاَرْضِ
«…Неужели они не вглядываются в царства небес и земли…» (Коран, 7:185).
Взгляни ещё раз на пример, который разъяснён в “Двадцать втором Слове”: как некое произведение, подобное превосходному, аккуратному и искусному дворцу, явно указывает на созидающее его действие. То есть, здание указывает на строительное ремесло. И некое превосходное, аккуратное действие необходимо указывает на превосходного деятеля, на умелого мастера и строителя. А эти звания “превосходный мастер” и “строитель” говорят о его превосходных качествах, то есть творческих способностях. А те превосходные качество и творческая способность, в свою очередь, явно указывают на существование некого превосходного таланта. Превосходный талант же указывает на существование некого высокого духа и высокой личности…
Также и обновляемые произведения, наполняющие собой поверхность земли, а скорее всю Вселенную, указывают на предельно совершенную деятельность. И эта деятельность в сфере порядка и мудрости явно показывает Некого Деятеля, обладающего превосходными званиями и именами.
Твёрдо известно, что точных и мудрых действий не бывает без производящего их деятеля… Превосходные звания указывают на то, что Тот Деятель обладает совершенными качествами. В соответствии с морфологией, причастие производится от отглагольного существительного. Так и здесь, основами и источниками имён и званий являются качества. А качества, находящиеся на высшей степени совершенства, несомненно указывают на идеальное состояние собственной сути. И в свою очередь то идеальное состояние собственной сути, которое мы не можем описать как личные качества, явно и несомненно указывает на Того, Кто Абсолютно Совершенен.
Итак, поскольку каждое из созданий и искусств является отдельным превосходным произведением, то каждое из них свидетельствует о неком действии, действие – об имени, имя – о качестве, качество – о сути, а суть – об обладателе той сути. А потому они по числу всех созданий свидетельствуют о необходимости бытия Всевышнего Творца и указывают на Его единственность. Все они, в целом, являются неким средством вознесения познания, прочным, как цепь созданий. Некой цепью доказательств истины, в которую никак не может войти сомнение.
Эй, бедный, беспечный неверующий! Теперь чем ты сможешь разрушить это доказательство, прочное, как цепь мироздания? Чем сможешь закрыть это решётчатое, с бесчисленными витражами окно, пропускающее столько лучей истины, сколько всего есть творений? Какой завесой беспечности сможешь его зашторить?..
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)