Двадцать седьмое Окно
اَللّٰهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ وَكٖيلٌ
«Аллах – Творец всякой вещи. И Он для всякой вещи Попечитель и Хранитель.» (Коран, 39:62)
Приглядываясь на вещи этой Вселенной, называемые “причинами и следствиями”, мы видим, что у самой превосходной причины не хватает сил даже для самого простого следствия. Значит причины – это всего лишь завеса. А следствия создаёт Другой. Среди бесчисленных созданий, лишь в качестве маленького примера посмотрим на человеческую память, занимающую в голове человека место величиной с горчичное зерно. Мы видим, что она подобна содержательной книге или целой библиотеке, в которой без всякой путаницы записываются все события жизни того человека.
Интересно, какие причины могут произвести это чудо могущества? Может быть извилины мозга? Или неразумные частицы клеток? Или может ветры случайности? Нет, это чудо искусства может быть произведением лишь Такого Мудрого Творца, Который на Страшном Суде напомнит человеку записи большой тетради его деяний, которая будет оглашена, и Который, для того чтобы сообщить ему о том, что все совершённые им поступки записываются, делает некую маленькую копию того документа, и даёт в руки разума.
Сравни также с памятью человека все семена, косточки и яйца, сравни с этими крохотными содержательными чудесами и другие “следствия причин”. На какое бы “следствие” ты не посмотрел, в нём имеется настолько удивительное искусство, что не только его простая и элементарная “причина”, а даже все причины, собравшись вместе, проявят перед ним своё бессилие. Например, если Солнце, считающееся некой великой причиной, представить обладающим разумом и волей, а затем спросить у него: “Можешь ли ты создать тельце обычной мухи?”. То оно ответит: “По милости моего Создателя в моей лавке есть много света, оттенков, цветов и тепла. Но в тельце мухи имеются такие вещи, как глаза, уши и жизнь, которых в моей лавке нет и на которые моих сил не хватит ”.
И подобно тому, как удивительные украшения и искусность “следствия”, отстранив “причины” и указав на Необходимо Сущего, являющегося Причиной Причин, по смыслу аята:
وَ اِلَيْهِ يُرْجَعُ الْاَمْرُ كُلُّهُ «…И к нему возвращаются дела…» (Коран, 11:123)
придают все дела Ему… Так и все цели, результаты и пользы, прикреплённые к “следствию”, явно показывают, что за завесой причин все создаётся одним Мудрым и Милосердным, одним Щедрым Господом. Потому что неразумные причины не имеют способности трудится, задавшись какой-либо целью. Однако мы видим, что каждое создание, обретающее бытие, приходит в мир, неся на себе не какую-то одну, а много целей, польз и мудростей. Значит, создаёт те вещи и отправляет их Мудрый и Щедрый Господь. Он делает те результаты целями их существования. К примеру, дождь: известно, насколько вещи, внешне являющиеся причинами его появления, далеки от того, чтобы думать о животных, проявлять заботу о них и сострадать. Значит, этот дождь отправляется к ним на помощь по мудрости создающего тех животных и взявшего на Себя обязанность их кормления – одного Милосердного Создателя. Дождь даже называют “милостью”, потому то он заключает в себе столько пользы и признаков той милости, словно эта милость воплотилась в образ дождя, обратилась в капли и так, каплями, полилась с неба.
И улыбающиеся созданиям все нарядные растения, а также украшения и нарядные внешности животных явно указывают на необходимость существования и единственность Величественного Творца, желающего за завесой скрытого, через те нарядные и красивые творения сообщить о Себе, представить Себя и пробудить к Себе любовь. Значит, нарядные состояния вещей и их красивые положения твёрдо указывают на такие действия, как: дать познать и пробудить любовь. А эти действия же, в свою очередь, явно свидетельствуют о необходимости существования и единственности Возлюбленного и Известного Могущественного Творца.
Вывод: Поскольку “причина” является простой и бессильной, а “следствие”, которое ей приписывается – очень искусным и ценным, то это “следствие” отстраняет “причину” от какого-либо участия. А также цели и пользы, несомые тем “следствием”, отдаляются от тёмных, невежественных и безжизненных “причин” и поручают себя Рукам Одного Мудрого Творца. И находящиеся на лицах “следствий” украшения и искусства указывают на Того же Мудрого Создателя, желающего сообщить обладателям разума о Своём могуществе и пробудить в них к Себе любовь.
Эй, бедолага, поклоняющийся причинам! Чем ты можешь объяснить эти три важные истины? Как сможешь себя отговорить принять их? Если есть у тебя разум, то порви эту завесу причин! Скажи:
وَحْدَهُ لَا شَرٖيكَ لَهُ «Он – один и нет у Него сотоварища» и спасись от бесчисленных сомнений!
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)