СЕДЬМОЙ ПУНКТ
О, несчастный лжепатриот, настойчиво побуждающий мусульман к мирской жизни и насильно направляющий их к европейским искусству и прогрессу! Будь внимателен! Пусть не разорвутся связи некоторых представителей этого народа с религией! Если так глупо и слепо, из-под палки разорвутся связи некоторых людей с религией, тогда эти безбожники нанесут вред общественной жизни, подобный смертельному яду. Ибо вероотступник полностью теряет совесть, становясь отравой для общественной жизни, и поэтому, согласно мусульманскому праву, вероотступник (муртад) не имеет права на жизнь, а немусульманин, если он зимми или заключил мир, право на жизнь имеет, что является одним из предписаний Шариата. К тому же, по ханафитскому мазхабу, свидетельство немусульманина-зимми принимается, тогда как свидетельство грешника (фасик) неприемлемо, так как он является изменником.
О, несчастный грешник (фасик)! Не обманывайся, глядя на то, что грешники составляют большинство, и не говори: “Мысли большинства людей сходны с моими”! Так как грешник (фасик) не вошёл в греховность (фиск), желая этого и лично к этому стремясь, а скорее, впал в это состояние и не может выйти. И нет ни одного грешника, который бы не желал быть благочестивым и не желал бы видеть своего руководителя религиозным, если только он, да сохранит Аллах, отрёкшись от веры, не потерял свою совесть и не наслаждается своим ядом, как змея!
О, человек с обезумевшей головой и испорченным сердцем! Неужели ты думаешь, что мусульмане впали в бедность оттого, что не любят этот мир или совсем о нём не думают?! Или же ты полагаешь, что они нуждаются в пробуждении, чтобы не забыть о своей мирской жизни?! Твоё предположение неверно, а твои представления ошибочны. Скорее, у них обострилась алчность, поэтому они впали в состояние бедности. Ведь алчность верующего человека становится для него причиной потерь и нищенства. Выражение اَلْحَرٖيصُ خَائِبٌ خَاسِرٌ “Алчный человек терпит убытки и лишения” стало поговоркой.
Да, есть много причин, призывающих и направляющих человека к мирской жизни — прежде всего, его нафс и страсти, нужды и чувства, прихоти и сатана, внешняя сладость мирской жизни и плохие, как ты, друзья, а также много других. Между тем, призывающих к Иному миру и к длинной вечной жизни – мало. Если в тебе есть хоть крупица патриотизма по отношению к этому несчастному народу, и если твои чувства высокой преданности не являются ложными, то тебе необходимо помогать тем немногим, кто старается ради вечной жизни людей. В противном случае, если ты вынудишь умолкнуть тех немногих, кто призывает к вечному миру, и поможешь тому большинству, то станешь товарищем сатане.
Неужели ты думаешь, что причины бедности этого народа — религиозный аскетизм и лень, исходящая от отрешённости от мирского?! Твоё предположение ошибочно. Разве ты не видишь, что народы, попавшие под колониальное иго европейцев — такие, как язычники и брахманы Индии и Китая, негритянские народы Африки — намного беднее нас?! И разве ты не видишь, что в руках мусульман, кроме необходимой пищи, ничего не остаётся — либо безбожные тираны Европы, либо лицемеры Азии, используя свои интриги, грабят их и обирают?!
Если целью вашего принудительного направления верующих к безнравственной цивилизации является обеспечение порядка, безопасности и лёгкого управления страной, то твёрдо знайте, что вы допускаете ошибку и направляете их по неверному пути. Ибо управление сотней порочных людей, с расшатанным вероубеждением и разрушенной нравственностью, а также обеспечение порядка и безопасности среди них, намного труднее, чем управление тысячами праведных.
Основываясь на этом, последователи Ислама не нуждаются в том, чтобы их побуждали и подталкивали к мирскому и к алчности. Прогресс и порядок обеспечиваются не этим. Скорее, они нуждаются в организованности труда и в установлении взаимного согласия и доверия, а также в облегчении принципа взаимопомощи. Эти же нужды решаются при помощи святых повелений религии, богобоязненностью и религиозной стойкостью.
(Рисале-и Нур, ‘Сияния: Семнадцатое сияние’)