“Умар (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), стоя на минбаре, говорил одному своему командиру, по имени Сария, находящемуся от него на расстоянии месячного пути:
يَا سَارِيَةُ اَلْجَبَلَ اَلْجَبَلَ
“О Сария! К горе, к горе!” (Табари, Тариху’ль-Умам ва’ль-Мюлюк, 2:380; Бейхаки, Делаилю’н-Нубувва: 6:370).
— что тот услышал, и это послужило причиной победы в сражении. Что показывает, насколько проницательным было чудесное командование Умара (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ).
Отчего же этим своим проницательным святым взглядом он не смог увидеть находящегося рядом с ним убийцу по имени Фируз?”
Ответ.
Ответим на это словами пророка Якуба (мир ему). То есть, — у пророка Якуба спросили: “Почему запах рубашки, привезённой из Египта, ты почувствовал, а Юсуфа, находящегося рядом, в колодце Кенан, не увидел?” На что он ответил: “Наше состояние подобно молнии, иногда видно, иногда нет. Порой бывает, что мы словно сидим на самом высоком месте и все вокруг видим. А порой не видим даже своих ног”.
Одним словом, каким бы не был человек свободным в своих делах, однако, по смыслу:
وَمَا تَشَٓاؤُنَ اِلَّٓا اَنْ يَشَٓاءَ اللّٰهُ “Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах…” (Коран, 81:29).
основой является желание Аллаха, Божественное предопределение – властитель. Желание Аллаха отклоняет желание человека, претворяя положение:
اِذَا جَاءَ الْقَدَرُ عُمِىَ الْبَصَرُ “Когда наступает предопределенное, глаза слепнут.”
Если говорит Предопределение, человеческая воля не перебивает, индивидуальный выбор молчит.
Рисале-и Нур «Пятнадцатое Письмо» 📚