Расточительство порождает алчность. Алчность приносит три результата:
Первый – это неудовлетворённость. Неудовлетворённость же разрушает радость усердия и труда. И вместо благодарности заставляет выразить жалобу, и ввергает в леность. Отвергнув дозволенное Шариатом небольшое имущество (халяль), взамен ищет незаконную, лёгкую наживу, и на этом пути жертвует своей честью и достоинством.
Второй результат алчности – это разочарование и потери. Упущение своей намеченной цели, и подвергнувшись плохому отношению, лишаться облегчения и помощи, и даже по принципу:
اَلْحَرٖيصُ خَائِبٌ خَاسِرٌ то есть: “алчность – это причина потерь и невезения”, человек удостаивается смысла этой пословицы.
Влияния алчности и удовлетворённости, весьма широко проявляются в мире живых существ. Например, подобно тому, как естественная удовлетворённость деревьями, которые нуждаются в пропитании, заставляет их пропитание направляться к ним, точно так же и алчный бег животных за пропитанием, добываемым ими в тягости и недостатке, показывает огромный вред алчности и великую пользу удовлетворённости.
А также состояние удовлетворённости всех слабых детёнышей животных, выражающееся языком их состояния, является причиной проистечения для них из самого неожиданного места такой нежной пищи, как молоко; и алчное набрасывание хищных зверей на недостаточную и нечистую еду, в блестящем виде доказывает наши утверждения.
А также состояние удовлетворённости жирных рыб, становится источником для их совершенного пропитания. А такие хитрые животные, как лисы и обезьяны, хотя с жадностью гоняются за пищей, однако не получая её в достаточном количестве остаются худыми и слабыми. Это снова показывает, насколько алчность является причиной тягостей, и в какой степени удовлетворённость становится источником спокойствия.
…
А также впадение в бедность многих учёных и писателей по причине алчности, которая проявилась от их проницательного ума, и обогащение очень безграмотных и неспособных людей от их естественного состояния удовлетворённости, в некоем твёрдом виде доказывает, что дозволенное пропитание приходит в зависимости от слабости и нужды, а не от силы и воли. А скорее, это дозволенное пропитание обратно пропорционально силе и воле. Потому что по мере возрастания силы и воли ребёнка, его пропитание уменьшается, удаляется и затрудняется.
По смыслу этого хадиса:
اَلْقَنَاعَةُ كَنْزٌ لَا يَفْنٰى
«Довольствование – это нескончаемое сокровище».
Удовлетворённость является некой сокровищницей прекрасного пропитания и жизненного благополучия, а алчность – источником потерь и нужды.
(Рисале-и Нур: ‘Двадцать девятое Сияние: О Бережливости‘)