Вопрос. Некоторые иностранцы используют определённые вопросы – к примеру, многожёнство – для зарождения в людях сомнения относительно шариата, с точки зрения современной цивилизации.
Ответ. Сейчас я кратко изложу одно правило. Более подробно я намерен раскрыть его в отдельном труде.
Итак, предписания Ислама делятся на две части.
Первая часть. Шариат – основатель этой части, и это есть истинное благо и подлинное добро.
Вторая часть. Шариат здесь выступает в роли регулятора. Для того, чтобы вывести общественные нормы из дикого, жестокого состояния, сделать меньшим злом, отрегулировать, привести в соответствие человеческой природе и, в итоге, перейти к абсолютному благу, Шариат изменяет их с учётом места и времени. Ведь если внезапно искоренить общепринятую норму, необходимо будет резко изменить человеческую натуру.
Исходя из этого, Шариат это не установление рабства. Наоборот, выводя эти нормы из дикого состояния, он приводит в умеренное состояние, открывающее путь к истинной свободе. К тому же, многожёнство, ограниченное четырьмя жёнами, абсолютно соответствует человеческой натуре, разуму и мудрости. И ведь шариат не увеличил число жён с одной до четырёх, а ограничил, уменьшив с восьми-девяти до четырёх.
Также важно то, что шариат установил такие условия для многожёнства, соблюдая которые, невозможно навредить. А если с некоторых точек зрения это и будет злом, то в любом случае это будет меньшим злом. Меньшее зло, как известно, является относительной справедливостью.
Отрывок из трактата «Диспуты»