О двух видах пропитания: необходимом и излишнем

Пропитание бывает двух видов.

Первый вид пропитания – это необходимое пропитание для продолжения жизни. По утверждению  аята

 وَمَا مِنْ دَٓابَّةٍ فِى الْاَرْضِ اِلَّا عَلَى اللّٰهِ رِزْقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которое Аллах не обеспечил бы пропитанием…» (Коран, 11:6).

этот вид пропитания обещан Всевышним. Если в него не будут примешиваться злоупотребления людей, то это необходимое пропитание человек, во всяком случае, найдёт. И он не будет вынужден жертвовать ни верой, ни порядочностью, ни честью.

Второй вид пропитания – пропитание, превышающее необходимую потребность, в котором из-за злоупотребления, обычные потребности переходят в степень обязательно-необходимых потребностей. Привыкая к ним, человек уже не может отказаться от них. Таким образом, от того что это пропитание не обещано Всевышним, приобретение его, особенно в наше время, обходится очень дорого. Сперва жертвуя достоинством и принимая унижения, иной раз, опускаясь до целования ног низких людей, а иногда жертвуя ценностями своей веры, являющимися светом вечной жизни, человеку удастся обрести зловещие, не приносящие добра выгоды.

А также в это время бедности и нужды, огорчение, возникающее у совестливых людей по причине сострадания к нуждающимся и голодающим людям, если у человека есть совесть, портит эти наслаждения, которые он получил от денег приобретённых незаконным путём. В такое тяжёлое время прибегать к использованию сомнительных вещей, имущества, нужно только в степени необходимости, потому что по смыслу:

 اِنَّ الضَّرُورَةَ تُقَدَّرُ بِقَدْرِهَا

«Необходимость равна своей мере.»

употреблять запретное можно лишь в случаях крайней нужды и по мере необходимости, лишнего брать нельзя. Да, вынужденный человек не может до насыщения есть нечистое мясо, а может есть, лишь чтобы не умереть. А также нельзя с полным наслаждением много есть перед сотней голодных людей.

Один случай доказывающий, что бережливость является причиной достоинства и совершенства:

Однажды известный своим великодушием Хатеми Таи устроил большое пиршество. Вручив гостям множество подарков, он решил совершить прогулку по пустыне. И увидел, как один бедный старик нагрузил на себя вьюк с колючим хворостом. Груз давит на тело старика, впивается до крови. Хатем сказал ему:

«Хатеми Таи устроил пиршество с вручением даров. Ты тоже иди туда и вместо этого вьюка хвороста получишь подарок в сто раз дороже». Этот бережливый старик ответил ему: «Я своим достоинством несу этот колючий вьюк, и не хочу быть обязанным Хатеми Таи». Позже когда Хатема Таи спросили: «Встречали ли вы кого-либо щедрее и великодушнее себя?», он ответил: «Так вот, того бережливого старика, повстречавшегося мне в пустыне, я увидел намного выше и намного благороднее себя»

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Двадцать девятое Сияние: О Бережливости‘)