Поскольку Создатель и Правитель этого мира обладает таким бесконечным великодушием и щедростью, такой бесконечной милостью, таким бескрайним величием и достоинством… Бескрайнее величие же и достоинство желают наказать наглецов, образумить невоспитанных. Бесконечная щедрость желает бесконечно дарить. Бесконечная милость желает достойного себе благодеяния.
Однако, в этом тленном мире и в этой короткой жизни, словно одна капля из моря, может уместиться и проявиться лишь одна миллионная их часть. Значит, будет существовать достойная той щедрости и соответствующая той милости страна счастья. Иначе же, подобно отрицанию существования солнца, наполняющего светом день, потребуется отрицать существование этой очевидной милости.
Потому что исчезновение, при котором уже не будет возможности вернуться, обращая сострадание в горе, любовь – в жгучий огонь, благодеяние – в наказание, разум – в некий злосчастный инструмент, а наслаждение – в мучение, должно будет лишить существования истину милости.
И будет соответствующее тому величию и чести место наказания. Потому что в большинстве случаев тираны уходят отсюда в достоинстве, а угнетённые – в унижении. Следовательно, это оставляется до некого Великого Суда. Откладывается для него. Иначе, это не значит, что за этим нет надзора.
Иногда наказание даётся даже в этом мире. Наказания, выпавшие на головы непокорных и упрямых народов, живших в прошлые века, показывают, что человек не предоставлен самому себе. Некое величие и внимание постоянно даёт ему пощёчины.
Возможно ли вообще, чтобы Всевышний Господь через свои гармоничные творения знакомил Себя с человеком, имеющим среди всех существ важную обязанность и особые способности, а затем не услышал бы в ответ его признания, чтобы Аллах изумительными плодами Своей Милости пробудил любовь к Себе, а человек своим поклонением не пробудил бы в Нём любовь к себе. И если Он настолько разными благами показывает ему Свою любовь и милость, а человек же, в ответ на это, благодаря и восхваляя не проявит уважение к Нему, то возможно ли чтобы он остался без наказания?! Был бы оставлен без надзора?! Возможно ли, чтобы Всевышний, обладающий достоинством и гордостью, не приготовил бы для него места расплаты?!
И возможно ли вообще, чтобы Всемилостивый и Милосердный, не дал бы места наград и вечного счастья для тех уверовавших, которые отвечая на Его сообщение о Себе, с верой признали Его. На Его пробуждение в них любви к Себе, полюбили Его с поклонением и желанием удостоиться Его ответной любви; и в ответ на Его милость, благодарствуя, проявили уважение к нему.
(Рисале-и Нур: ‘Десятое Слово‘)