Если всякая вещь не будет отнесена Единственному Всемогущему Творцу, а будет приписана причинам, тогда будет необходимо чтобы многочисленные элементы и причины мира принимали участие в создании каждого живого существа.
Между тем, чтобы в таком маленьком живом существе, как муха, в величайшей гармонии, в чрезвычайно точно определённой мере и в абсолютном взаимосогласии самопроизвольно скопились различные и противоположные друг другу причины – это является такой явной нелепостью, что обладающий крупицей разума скажет: “Это нелепо, этого не может быть!”
Да, маленькое тельце мухи связано со множеством элементов и причин мира, а точнее даже это их концентрат. Если не отнести её сотворение Извечному Всемогущему, тогда эти материальные причины должны сами находиться рядом с её тельцем, и даже проникнуть внутрь его. И даже понадобится, чтобы они проникли в клеточку её глаза, являющуюся маленьким подобием её тельца.
Дело в том, что причина, если она материальна, должна находиться возле и внутри той вещи, которая возникла под её воздействием. В таком случае придётся согласиться, что в этой клеточке, где не умещаются подобные кончику иглы ножки двух мух, как мастера трудятся основы Вселенной, элементы и природа, фактически присутствуя внутри неё.
Так вот, даже самые глупые из софистов (философов) стыдятся такого учения.
Рисале-и Нур / Слова