بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ
كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ اِلَّا وَجْهَهُ لَهُ الْحُكْمُ وَاِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»
«…Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены». (Коран, 28:88).
…
يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى ۞ يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى
«О Вечный, Ты вечен! О Вечный, Ты вечен!»
Первая фраза يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى «О Вечный, Ты вечен!» в виде некоей хирургической операции отлучает, отрезает сердце от всего земного, а именно:
Человек, в отношении своей содержательной сути, связан с большинством созданий. К тому же, в содержательную сущность человека заложена некая безграничная способность любви. Поэтому человек питает любовь ко всему миру, ко всем созданиям. Огромный мир он любит так, как свой дом. И проявляет любовь к Вечному Раю так, как к своему саду.
Между тем, создания, которых он любит, не остаются, уходят. От расставаний с ними он постоянно испытывает страдания. И эта его безграничная любовь становится источником бесконечных духовных страданий. А вина, ошибка в переживании тех страданий принадлежит ему, ибо таящаяся в его сердце безграничная способность любви была дана ему для обращения этой любви к Тому, кто обладает некоей Бесконечной, Вечной Красотой. Этот человек, злоупотребляя той любовью, ошибается в отношении того, что расходует эту любовь, обращая её к смертным созданиям. И несёт наказание за эту ошибку через страдания от расставаний и разлук.
Таким образом, первая фраза يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى «О Вечный, Ты вечен!», выражающая проявление любви лишь только к Вечному Любимому, в отношении того, что человек отрёкшись от той ошибки, порывает связи с теми смертными любимыми (созданиями), и отстраняется от них прежде, чем они оставят, расстанутся с ним, выражает такой смысл: “Только Ты являешься Истинно Вечным, а все творения – смертны. А то, что не вечно, конечно же не может быть предметом вечной, бесконечной любви, и с ним не должно быть связано сердце, которое сотворено для вечности. Поскольку эти бессчётные творения, любимые мной, смертны и, оставив меня, уходят, то прежде чем они оставят меня, я говоря يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى «О Вечный, Ты вечен!» оставляю их. Лишь только Ты являешься вечным, и я, зная, убеждён, что творения могут обрести вечность, лишь если Ты оставишь их вечными. Стало быть, их можно любить посредством любви к Тебе, иначе они не достойны того, чтобы связывать с ними сердце”.
Таким образом, в этом случае сердце отказывается от бесчисленных возлюбленных. Человек видит над их красотой и совершенством печать тленности, и порывает с ними связь сердца. Если он не порвёт её, то получит душевные раны в количестве всех своих любимых творений.
Вторая фраза يَا بَاقٖى اَنْتَ الْبَاقٖى «О Вечный, Ты вечен!» становится и бальзамом, и лекарством для тех бесконечных ран. То есть:
يَا بَاقٖى «О Вечный!» Поскольку Ты вечен, этого достаточно, Ты – взамен всего. Поскольку Ты есть, значит, всё есть”.
Да, проявляющиеся в созданиях красота, благодеяния и совершенство, которые являются причиной любви к ним, все вместе взятые являются лишь знаками Абсолютной Красоты, Милости и Совершенства Истинно Вечного, и слабыми их тенями, прошедшими через множество завес, а скорее даже они представляют собой тени теней от проявления Его Прекрасных Имён.
(Рисале-и Нур: «Третье Сияние«)