…знание об Аллахе возможно лишь с твердой верой в Его охватывающее всю Вселенную абсолютное Господство, в то, что все, от частиц и до звезд, от мельчайшего и до огромнейшего находится в Его власти и под Его управлением, происходит по Его воле и силой Его могущества, и что во власти у Него нет никаких сотоварищей; а также с верой в священную фразу لآَ اِلٰهَ اِلاَّ اللّٰهُ {[*]: «Нет бога, кроме Аллаха»}и ее истины, и с подтверждением этого сердцем.
Если же сказать «Аллах есть» и все Его владения раздать причинам и природе, и, Боже упаси, придав причинам божественность, сделав их инстанцией для обращения и подобием бесчисленных соучастников, не знать о присутствии в каждой вещи Его воли и знания, не признавать Его суровых повелений, Его качеств, Его посланников и пророков, то конечно, в этом ни с какой стороны не будет истинной веры в Аллаха. Эти слова {[*]: «Аллах есть» — примеч. перевод.} произносятся только для того, чтобы в некоторой степени оградить себя от испытываемых в этом мире мучений духовного ада, исходящего от абсолютного неверия.
Не отрицать — это одно, а уверовать — совсем другое. Ни один разумный человек не будет отрицать величественного Творца, имеющего столько свидетелей, сколько есть элементов во Вселенной… Если же и будет отрицать, то вся Вселенная опровергнет его слова, он замолчит и останется безразличным.
Но верить в Него возможно только так, как этому учит Величественный Коран:
необходимо признавать все Его качества и имена, опираясь на свидетельство всей Вселенной, подтверждать Его сердцем, познавать повеления, отправленные Им посланникам, и в случае совершения греха и нарушения Его повелений сожалеть и раскаиваться от чистого сердца.
А свободно совершать великие грехи, не раскаиваясь и не придавая этому никакого значения, может лишь тот, у кого нет даже частички веры.
Саид Нурси \ Эмирдагское Приложение-I – 232 📕