ВОСЬМОЙ ПУНКТ.
Одна из мудростей благословенного рамадана с точки зрения личной жизни человека.
Важнейшим лекарством для человека является своеобразное духовное и физическое воздержание или, говоря медицинским языком, – диета. Подобно тому, как человеческий нафс, с точки зрения медицины, своим беспорядочным питанием наносит вред здоровью, точно так же он отравляет свою духовную жизнь, набрасываясь на всё, что попадётся под руку, не отличая запретного от дозволенного. Такому нафсу тяжело будет подчиниться сердцу и душе. Проявляя непокорность, он возьмёт поводья в свои руки и оседлает человека, и впредь человек уже не сможет обуздывать нафс. Однако благодаря посту священного рамадана он в некотором роде приучается к диете, привыкает довольствоваться ограниченным количеством пищи и учится прислушиваться к повелениям. Перестав наполнять свой несчастный, слабый желудок едой поверх еды ещё до её переваривания, он не будет навлекать на себя болезни. И благодаря тому, что посредством повеления он отказывается даже от дозволенного (халяль), он приобретает способность прислушиваться к повелениям, исходящим от разума и Божественного Закона, дабы сдерживать себя от запретного (харам), и старается не разрушать свою духовную жизнь.
К тому же, большая часть человечества часто страдает от голода. Ради терпения и выдержки люди нуждаются в голоде и диете, которые закаляют. Пост в благословенном рамадане, с его периодом голодания, длящимся около пятнадцати часов, а без предрассветной пищи – двадцать четыре часа, служит терпению, выдержке, диете и закалке. Значит, пост является неким лекарством от нетерпения и отсутствия выносливости, которые удваивают человеческие страдания.
К тому же, у этой фабрики желудка имеется множество служащих. Также, многие человеческие органы связаны с желудком. Если нафс в дневное время, в течение месяца не приостановит работу, то заставит те органы и служащих той фабрики забыть их особое поклонение, заключит их под свою власть и займёт собой, а остальные человеческие органы приведёт в беспорядок “грохотом и дымом”, исходящими от механизмов той своеобразной фабрики. Он постоянно будет привлекать к себе их внимание, заставит их временно забыть свои возвышенные обязанности. Именно поэтому многие праведники с давних времён приучали себя к малым объёмам пищи и питья в целях самосовершенствования. Благодаря посту благословенного рамадана служащие этой фабрики поймут, что они не были сотворены лишь ради неё. И другие органы, вместо низких удовольствий той фабрики, во время священного рамадана наслаждаются ангельскими и духовными наслаждениями и устремляют к ним свои взоры. Именно поэтому в этом месяце верующие, в зависимости от уровня духовного развития, удостаиваются различных духовных милостей, света и радости. Посредством поста этого благословенного месяца такие тонкие чувства, как сердце, душа, разум духовно развиваются и невинно смеются вопреки плачу желудка.
(Рисале-и Нур: ‘Письма. Двадцать девятое письмо – вторая часть. О Благословенном Рамадане’)
Все темы
– Рамадан с точки зрения Божественной Милости
– Рамадан как благодарность за дары Всевышнего
– Мудрость Рамадана обращенная к общественной жизни
– Рамадан как воспитание нафса
– Рамадан как защита от желаний и непокорности нафса
– Рамадан обращен к ниспосланию Корана
– Рамадан как время заслужить Рай
– Мудрость Рамадана обращенная к личной жизни человека
– Поклонение в Рамадан разрушает господство нафса