Интересное размышление Устаза о привязанности к дунье, благодарности и поклонении Творцу, — на метафоричном примере собак и кошек.
«Друг!
Когда человек привязывается к причинам и средствам (придавая им истинное влияние — прим. пер.), это приводит его к унижению.
К примеру, собака среди прочих животных обладает и славится несколькими прекрасными качествами. О её преданности и верности даже ходят поговорки. Исходя из её прекрасного нрава, среди людей она должна рассматриваться как благословенное животное, однако, к сожалению, люди называют её не благословенной, а нечистой (наджис уль-айн).
У других же животных — таких, как курица, корова и кошка — нет чувства благодарности к людям за оказанные им блага, но несмотря на это, они считаются благословенными.
Причина этого состоит в том, что собака из-за болезни алчности так сильно привязывается к внешним причинам, что совершенно забывает об истинном Благодетеле. Поэтому, в качестве наказания за придание влияния средствам и за беспечность к истинному Благодетелю, она приговорена к нечистоте (наджис), дабы стать чистой. В свою очередь, приговор (хукм) и наказание (хадд) служат причиной прощения грехов. Удар же оскорбления от людей она принимает в качестве искупления своей беспечности.
В отличие от собаки, другие животные не признают средств (посредников) и не придают особой важности причинам. Например, кошка ластится и просит у тебя лишь до тех пор, пока не получит угощения.
Получив же его, она принимает такой вид, словно между вами и не было знакомства. У неё нет к тебе никакого чувства благодарности — она благодарна только истинному Благодетелю, ведь естество кошек знает Творца. Языком своего состояния, осознанно или нет, они совершают поклонение.
Да, кошка мурлычет: «Йа, Рахим! Йа, Рахим! Йа, Рахим!». «
Рисале-и Нур / Месневи-и Нурие 📚