И поскольку мы видим своими глазами и понимаем разумом, что человек является:
Самым конечным и содержательным плодом этого древа Вселенной;
И с точки зрения истины Мухаммада (Мир Ему и Благо) – его первейшим семенем;
И самым великим аятом Корана-Вселенной;
И его Аят-уль-Курси, содержащим в себе Великое Имя Аллаха (Исм-и Азам);
И самым дорогим гостем этого дворца Вселенной;
И самым активным его работником, которому позволено управлять другими обитателями этого дворца;
И самым неугомонным и ответственным смотрителем, вооружённым сотнями наук и тысячами ремёсел, назначенным смотреть за доходами и расходами, севом и обработкой в саду и на поле района Земли города Вселенной;
И в краю Земли страны Вселенной неким инспектором, своего рода Наместником Земли под внимательным присмотром Властелина Вечности;
И Его неким управляющим, чьи значительные и незначительные поступки фиксируются;
И взявшим на себя обязательство соблюсти Великий Завет (эманет-и кюбра), вверенный ему Всевышним, который не осмелились взять на себя небо, земля и горы;
И перед которым раскрыты два необычных пути, на одном из которых он является самым несчастным среди всего живого, а на другом – самым счастливым;
И Его разносторонним рабом, на которого возложено весьма широкое поклонение;
И удостоившимся Великих Имён Властелина Вселенной и неким Его зеркалом, наиболее широко отображающим все Его Имена;
И самым понятливым избранным собеседником, к которому направлены Божественные Обращения и Речи;
И самым нуждающимся среди живых созданий Вселенной;
И несчастным созданием, имеющим помимо своей безграничной бедности и бессилия бесчисленные цели и желания и множество врагов и недоброго, причиняющего ему боль;
И самым богатым по способностям;
И самым несчастным в отношении удовольствий жизни, чьи удовольствия смешаны с горькими страданиями;
И самым жаждущим и нуждающимся в вечности и самым достойным и заслуживающим её, и бесчисленными молитвами просящим и молящим о вечности и вечном блаженстве, и даже если ему будут даны все земные услады, они не утолят его желания вечности;
И чрезвычайно удивительным чудом Божественного Могущества и дивом творения, которое в степени преклонения любит Того, Кто одаривает его благами, которое даёт полюбить себя и становится любимым Им, и все человеческие инструменты которого, охватившие всю Вселенную, свидетельствуют о том, что он (человек) сотворён, чтобы отправиться в вечность…
И эти люди, которые такими двадцатью многогранными истинами связаны с Божественным Именем Хак (Абсолютно Справедливый), и деяния которых непрерывно фиксируются благодаря Имени Хафиз (Сохраняющий, Хранитель) Хафиз-и Зульджаляля (Могущественного Хранителя), Который удовлетворяет самую маленькую нужду самого крошечного создания, слышит его просьбу и помощью отвечает ему; и деяния которых, затрагивающие Вселенную, благодаря этому Имени записываются ангелами Кирамен Катибин (благородными писцами), и эти люди, которые более всего удостоены внимания этого Имени… конечно и непременно и без всяких сомнений, по велению этих двадцати истин, встретят День Воскресения; и согласно Божественному Имени Хак (Абсолютно Справедливый) за своё земное служение получат награду и за свою вину понесут наказание; и благодаря Имени Хафиз (Хранитель, Сохраняющий) за каждый свой значительный или незначительный поступок, который зафиксирован, они будут держать ответ; и в Мире Вечности откроются двери Дворца вечного блаженства и Узилища вечных мук. И этот распорядитель, который в этом мире распоряжается многими созданиями, вмешивается и порою вносит беспорядок, войдя в землю, не укроется, не понеся ответ за каждый свой поступок и не пробудившись.
Иначе, слыша писк комара и дав ему права на жизнь, фактически ответить ему, и при этом не слышать подобные грому воззвания многочисленных прав человека на Вечность, которые произносятся языками вышеупомянутых двадцати истин и раздаются на земле и в небесах; и нарушить это множество прав; и вопреки Мудрости, которая, по свидетельству гармонии в крылышке мухи, ничего не тратит зря ни на величину крылышка мухи, совершенно впустую извести все эти склонности и способности человека и простёртые к Вечности его стремления и желания, от которых исходят те истины, и очень многие связи и реалии Вселенной, развивающие эти склонности и усиливающие желания,
– это станет такой несправедливостью и невозможной скверной жестокостью, что всё сущее, свидетельствующее о таких Божественных Именах, как Хак (Абсолютно Справедливый), Хафиз(Сохраняющий), Хаким (Мудрый), Джамиль (Прекрасный) и Рахим(Милосердный), отвергнет это, свидетельствуя о совершенной нелепости и в тысячах отношениях невозможности такой вероятности.
Таким образом, такие Имена, как Хак, Хафиз, Хаким, Джамиль, Рахим, отвечая на наш вопрос о Дне Воскресения (Хашире), который мы задаём нашему Создателю, говорят: “Подобно тому, как мы истинны и реальны и как очевидна реальность всего сущего, свидетельствующего о нас, так и День Воскресения (Хашир) истинен и неизбежен.”
(Бадиуззаман Саид Нурси, Посох Мусы)