…мы видим, как неисчислимое множество растений, погибающих осенью, представляющей собой их конец света, весной, являющейся их днём воскресения каждое дерево, каждый корень, каждое семя, каждая косточка, выражая аят
وَ اِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ
“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)
своим языком и своей той же функцией, что и в прошлых годах, трактуя один из его смыслов, одну из его граней, свидетельствуют об этом грандиозном сохранении (Хафизияте). И во всём проявляя четыре великие истины, на которые указывается в аяте
هُوَ الْاَوَّلُ وَالْاٰخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ
“Он – и Первый, и Последний, Явный и Сокровенный…” (Коран, 57:3)
они в наивысшей степени дают нам познать сохранение, а также просто и бесспорно, как приход весны, сообщают нам о Дне Воскресения (Хашире).
Да, проявление этих четырёх Имён (Ауваль – Первый, Первоначальный; Ахир – Последний, Завершающий; Зáхир – Явный, Внешний; Бáтын – Тайный, Внутренний) имеют место, начиная от чего-либо самого маленького до чего-либо самого большого. Например: некое семя, от которого берёт начало дерево,
удостоившись Божественного Имени Ауваль اَ لْاَوَّلُ, представляет собой некую коробочку, содержащую в себе чрезвычайно совершенную программу этого дерева, а также безупречные инструменты и все необходимые условия для его образования, свидетельствуя о грандиозности сохранения (Хафизията).
Плод же этого дерева, удостоенный Божественного Имени Ахир وَالْاٰخِرُ , со своими семенами является некой шкатулкой, таящей в себе перечень всех естественных функций, выполняемых этим деревом, список его деяний, и законы его второй (последующей) жизни; что в высшей степени свидетельствует о сохранении.
Материальная же форма этого дерева, удостоенная Имени Зáхир وَالظَّاهِرُ , являет собой такое соразмерное, искусное и нарядное платье, одеяние и будто некий многокрасочный наряд красавицы гурии, украшенный различными узорами, украшениями и блестящими монетами, что в этом Божественном сохранении (Хафизияте) очевидно показывает величие Могущества, совершенную Мудрость и великолепие Божественной Милости.
Внутренний же механизм этого дерева, отображающий Божественное Имя Бáтын وَالْبَاطِنُ , является такой организованной, совершенной и чудотворной фабрикой, неким ткацким станком, некой химической лабораторией, а также неким равнораспределяющим котлом пищи, не оставляющим без питания ни единую ветвь, плод или листик, что он явно свидетельствует о совершенном Могуществе и Справедливости, о великолепии Милости и Мудрости в этом Божественном сохранении.
Подобно этому примеру, так и Земной шар в отношении времён года представляет собой некое дерево. Все семена и зёрна, вверенные осенью Божественному сохранению (Хафизияту)благодаря проявлению Имени Ауваль, являются маленькими собраниями Божественных указов, касающихся образования древа Земли, надевшего одеяние весны и образовавшего миллиарды ветвей, плодов и цветов, а также перечнями законов, исходящих от предопределения, и крошечными страницами и книгой деяний, выполненных прошедшим летом, которые очевидно показывают, что один Хафи́з-и Зульджаляли-валь-Икрам (Могущественный и Милостивый Хранитель) действует с безграничным могуществом, справедливостью, мудростью и милостью.
Окончание же годичного древа Земли, второй осенью, отложив в мельчайшие и крошечные коробочки все функции, выполненные этим деревом, и все его естественные тасбихаты (восхваления), совершенные по отношению к Божественным Именам, и все его страницы деяний, которые могут раскрыться в день воскресения будущей весны, вручит их в руки Мудрости Хафи́з-и Зульджаляля (Могущественного Хранителя) и бесчисленным множеством языков
выразит во Вселенной Божественное Имя Ахир. هُوَ الْاٰخِرُ .
Внешнее же проявление этого дерева (то есть поверхности Земли), раскрыв триста тысяч видов разнообразных цветов, показывающих триста тысяч подобий и знамений Дня Великого Воскресения, разостлав бесчисленное множество скатертей Милости и угощая живые создания, таким количеством языков упоминает, восхваляя Создателя, Божественное Имя Зáхир هُوَ الظَّاهِرُ, сколько имеется плодов, цветов, яств, и ясно проявляет истину этого аята
وَ اِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ
“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)
Внутренность же этого величественного дерева является таким котлом и комбинатом, с большой точностью и порядком заставляющим работать неисчислимое множество слаженных механизмов и совершенных заводов, что из одного грамма производит тысячи килограммов продуктов питания, доставляя голодающим. И он работает так слаженно и точно, что ни на величину атома не оставляет возможности для вмешательства случайности. И, как некоторые ангелы, которые сотней тысяч языков освящают и возвеличивают Создателя, он в сотнях тысяч видах объявляя внутренним содержанием Земли Божественное Имя Бáтын
هُوَ الْبَاطِنُ , свидетельствует о нём.
И подобно тому, как Земля является неким деревом с точки зрения её годичного периода, и среди этих четырёх Имён она обращает Божественное сохранение (Хафизият) в ключ к вратам Хашира (Дня Воскресения), точно так же и с точки зрения материальной и земной жизни она опять же является неким совершенным деревом, плоды которого направляются на рынок Иного мира. И для тех четырёх Имён Земля раскрывает такое место проявления, отображения и такой путь, ведущий в Иной мир, что наш разум недостаточен, чтобы охватить и объяснить его обширность.
Скажем лишь столько:
Подобно тому, как у недельных часов их стрелки, исчисляющие секунды, минуты, часы и дни, сходны друг с другом и знаменуют друг друга. Тот, кто видит движение секундной стрелки, вынужден подтвердить и движение других стрелок. Точно так же и дни, исчисляющие секунды этого мира, являющегося некими великими часами Могущественного Творца Небес и Земли, и годы, исчисляющие их минуты, и века, показывающие часы, и эпохи, сообщающие о днях этих часов, сходны друг с другом и знаменуют друг друга.
И подобно тому, как несомненно наступление утра после этой ночи, и весны – после этой зимы, так же несомненно и то, что после тёмной зимы этого бренного мира наступит некая вечная весна и некое вечное утро, о чём бесчисленным множеством знамений сообщает Божественное Имя Хафиз вместе с Именами
هُوَ الْاَوَّلُ وَالْاٰخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ
“Он – и Первый, и Последний, Явный и Сокровенный…” (Коран, 57:3)
Ауваль, Ахир, Зáхир, Бáтын, вышеизложенной истиной отвечая на наш вопрос о Дне Воскресения (Хашире), который мы задаём нашему Создателю.
(Бадиуззаман Саид Нурси, Посох Мусы)