: от авторитета конкретной личности (учёного, шейха, лидера) — к личности коллективной («духовной»). Отрывок из письма Бадиуззамана Саида Нурси.
— — —
Мои дорогие, преданные братья, а также сильные и проницательные товарищи, находящиеся на пути служения Корану!
Знайте, что нынешнее время — время джамаата. И в это время критерием важности и ценности является духовная личность. Не стоит переоценивать роль и суть конкретной личности, поскольку она единична, материальна и бренна. В особенности, если тысячекратно превысить реальную ценность и значимость такого беспомощного бедняги, как я, неспособного вынести даже небольшой груз, и взвалить на мои слабые плечи тысячекратно большую тяжесть, то она просто раздавит меня.
Хвала Аллаху, своим сиянием, способным осветить век нынешний и даже век последующий, посредством многочисленных испытаний и событий, «Рисале-и Нур» показал даже слепым, что он является Чудом Корана (т. е., являясь толкованием/тафсиром Корана, наилучшим образом раскрывает его смыслы для нашего времени. — Прим. пер.).
Все ваши восхваления и возвеличивания, адресованные ему, целиком уместны. Однако себя я не считаю достойным и тысячной доли того, что вы мне ставите в заслугу. Тем не менее, я вечно буду испытывать гордость за «Рисале-и Нур» оттого, что благодаря соучастию, старательному усердию и самоотверженной преданности таких истинных учеников, как вы, я был удостоен очень великого блага и успеха…
Да, в хадисе сказано:
عُلَمَاءُ اُمَّتِى كَاَنْبِيَاءِ بَنِى اِسْرَائيِلَ
(т.е ученые моей уммы подобны пророкам Бану Исраиль).
Такие выдающиеся личности, как Гавс-и Азам Шейх Гейляни, Имам Газали и Имам Раббани (да будет доволен ими Аллах!), своими личными достоинствами и возложенными на них обязанностями, а также своими ценными трудами и наставлениями на путь истинный на деле подтвердили этот хадис.
Поскольку то время было эпохой авторитета личности (фердиет), то Божественная мудрость отправляла на помощь умме таких, как они, бесподобных праведников (аулия) и гениев.
В наши же дни выполнение этой же важной обязанности, но в более затруднительных и ужасных условиях, Божественная мудрость возложила на духовную личность «Рисале-и Нур» и его учеников, которые, посредством сплочённости, в это время — время джамаата — находятся на положении некой бесподобной личности (ферди-ферид).
Основываясь на этом секрете, у такого солдата, как я, отягощённого степенью маршальского звания, имеется лишь обязанность обеспечения прикрытия основным войскам.
— Из книги «Кастамонское приложение» 📕 / Рисале-и Нур