ВОЗНИКНОВЕНИЕ (худус)

Этот мир настолько многозначителен и упорядочен, что выглядит, как некая воплощённая Божественная Книга, Божественный Коран…

— — —

ПЕРВАЯ ИСТИНА – это такие реалии, как возникновение (худус) и вероятность (имкан), которые были увидены и аргументированы множеством доводов гениальными учёными и философами исламского богословия. Они говорили, что, поскольку во Вселенной и во всём существующем есть изменение и преобразование, разумеется, все они тленны, возникли впоследствии и не являются постоянными, извечными. А раз возникли впоследствии, несомненно, существует некий Создатель, сотворивший их. И поскольку у всякой вещи её существование или небытие – если нет какой-либо причины – одинаково вероятны, разумеется, эта вещь не может быть необходимой и извечной… И поскольку вескими аргументами доказана невозможность сотворения одной вещи другой с помощью цикла или неразрывной цепи, что является невозможным и нелепым, разумеется, необходимо существование Такого Необходимо Сущего, равного Которому нет, подобие Которого невозможно, и всё прочее помимо Него является вероятным и Его созданиями.

— — —

Да, реалия возникновения распространена по всей Вселенной, большую часть её мы видим своими глазами, другую же часть видит разум.

Дело в том, что ежегодно, каждую осень, на наших глазах погибает такой мир, что сто тысяч видов растений и мелких животных (каждый из которых насчитывает бесчисленное множество особей, и каждая из этих особей представляет собой целый мир, обладающий жизнью) погибают вместе с этим миром. Однако эта гибель происходит с таким порядком, что осенью, оставив за собой свои – являющиеся чудом милости и мудрости и дивом могущества и знания – семена, зерна и яйца, которые являются основой для их воскресения и распространения, и передав им список своих деяний и программы выполняемых ими функций, под покровительством Могущественного Хранителя (Аллаха) они вверяют их Его мудрости, а затем погибают. И весной, будучи сотней тысяч примеров, аргументов и образцов Дня Великого Воскресения, эти погибшие деревья и корни и некоторая часть мелких животных точно такими же оживают и возрождаются. А у другой же части созданий на их месте сотворяются и возрождаются их подобия и в точности похожие на них творения. И создания минувшей весны, словно объявления, распространяя страницы своих исполненных функций и предназначений, демонстрируют один из примеров этого аята Корана:

وَاِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ

“Когда свитки будут развернуты”. (Коран, 81:10)

С точки зрения же всего в целом, каждые осень и весну погибает некий огромный мир и на его месте возникает новый. И эти гибель и возрождение происходят настолько организованно, и в этой гибели и возрождении в полной гармонии и равновесии погибает и появляется на свет такое количество видов, словно наш мир – это некая гостиница, в которой живые вселенные являются гостями, а странствующие миры прибывают, исполняют свою миссию, а затем покидают её.

Таким образом, для умов является совершенно ясными, как солнце, необходимость бытия, безграничное могущество и бесконечная мудрость Одного Всемогущего Создателя, Который на этом свете, с полным знанием и мудростью, в равновесии и соразмерности, с гармонией и порядком сотворяя такие живые вселенные и миры, исполняющие определённую миссию, использует, проявляя могущество, и милостиво применяет их в Своих Божественных целях, замыслах и деяниях.

Передавая разъяснение вопросов возникновения другим брошюрам «Рисале-и Hyp» и книгам учёных исламского богословия, мы закрываем эту тему.

(Бадиуззаман Саид Нурси, «Посох Мусы»: «Великое Знамение»)