لَٓا اِلٰهَ اِلَّا هُوَ كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ اِلَّا وَجْهَهُ لَهُ الْحُكْمُ وَ اِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
“…Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены” (Коран, 28:88).
Смерть – это такой же, как и жизнь, аргумент Божественного Господства и очень мощное доказательство Единобожия.
По указанию аята: اَلَّذٖى خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيٰوةَ “Который сотворил смерть и жизнь…” (Коран, 67:2),
смерть – это не небытие, не казнь, не исчезновение, не напрасность и не бездеятельное угасание. Наоборот, она является освобождением от службы со стороны Мудрого Деятеля, некой переменой места, преобразованием тела, избавлением от груза обязанностей, освобождением из тюрьмы туловища и точным произведением мудрости, что показано в “Первом Письме”.
Да, подобно тому, как находящиеся на земной поверхности творения и живые существа, и сам живой лик Земли свидетельствуют о необходимости бытия и единственности Мудрого Творца. Так и своими смертями все они сообщают о постоянстве и бесподобности одного Вечно Живого Создателя. Поскольку в “Двадцать втором Слове” разъяснено и доказано, что смерть является мощным доводом единобожия и доказательством постоянства, то, передавая разъяснение этого тому “Слову”, здесь лишь изложим один важный пункт.
Так же, как своим существованием живые существа указывают на бытие Необходимо Сущего, так и своими смертями они свидетельствуют о постоянстве, бесподобности и единственности этого Вечно Живого Создателя. Например, такой обладатель жизни, как земная поверхность, своими состояниями и гармонией показывает своего Творца, а в момент смерти, то есть, когда лик той усопшей земли покрывает белый саван зимы, она вынуждает взгляд человека отвернуться от неё. Или же тот взгляд следует за прахом ушедшей весны в прошлое и созерцает уже более широкую панораму. То есть, почувствовав и засвидетельствовав существование всех прошедших вёсен, каждая из которых является отдельным чудом могущества, наполнившим землю, а также всех живых существ земли, которые заполнят собой весны будущего, каждая из которых является некой отдельной живой Землёй, он увидит, что они в таком широком масштабе, в таком прекрасном виде и настолько мощно свидетельствуют о необходимости бытия, единственности, вечности и постоянстве одного Всевышнего Творца, одного Могущественного Обладателя Совершенства, одного Вечно Сущего, Извечно-Вечного Солнца, и к тому же в подтверждение этого показывают такие блестящие доказательства, что ему явно, желает он того или нет, придётся произнести: اٰمَنْتُ بِاللّٰهِ الْوَاحِدِ الْاَحَدِ “Уверовал я в Единого и Единственного Аллаха.”
Вывод.
По смыслу аята: وَ يُحْيِى الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا “…(Он) оживляет землю после её смерти…” (Коран, 30:19)
эта живая земля, как во время весны она свидетельствует о своём Творце, так и своей смертью, она поворачивает созерцающие взоры к чудесам могущества, распростёршимся на двух крыльях времени, коими являются прошлое и будущее… Вместо одной весны показывает тысячи вёсен. Вместо одного чуда указывает на тысячи чудес могущества и свидетельствует о них каждой из тех вёсен ещё твёрже, чем настоящей весной. Потому что уходящие в сторону прошлого – ушли вместе со своими внешними причинами, а на смену им пришли другие, такие же, как они. Следовательно, внешние причины ничтожны. Лишь только один Всевышний и Всемогущий, создав те вещи, отправляет их и показывает, мудро связывая с причинами. Живые же поверхности Земли, распростёртые в будущем времени, приносят ещё более яркое свидетельство. Потому что, будучи созданными заново, из ничего, из пустоты и помещёнными на будущую землю, они, исполнив свои обязанности, также будут отправлены в прошлое.
Рисале-и Нур “СЛОВА”