Правильный взгляд на блага и наслаждения

«…Существуют два взгляда на наслаждения и блага этого мира. С одной точки зрения, блага рассматриваются как преподношение дарующего. В этом случае внимание человека сосредоточено не на даре, но на дарителе, и он начинает размышлять о нём, ведь думать о дарителе гораздо приятнее, чем о даре.
С другой же точки зрения, всё внимание человека приковывается непосредственно к благу, и оно, воспринимаемое как некий заслуженный трофей, безо всякой благодарности поедается.

Между тем, в первом случае наслаждение даже если и исчезает, то сохраняет свой дух, ибо [человек] размышляет о Дарителе. Даритель же Милосерден, и человек надеется, что Он постоянно будет одаривать его этими благами. Во втором же случае исчезновение блага не является смертью, поэтому после него не остаётся духа. Оно полностью угасает, оставляя лишь дым.
Что же касается бед, то с их уходом дым рассеивается, а свет остаётся. Дым, остающийся от наслаждений, это их грехи.

Друг! Если на наслаждения и блага ближнего и Иного миров смотреть взглядом веры, то можно увидеть их круговое движение, где подобия сменяют друг друга. Одно уходит, а его место занимает его подобие. В этой связи, суть тех даров и благ нетленна, а разлука и расставание происходят лишь на уровне индивидуальных особенностей. Поэтому, наслаждения, [окрашенные] верой, не омрачаются по причине разлук и расставаний. Однако во втором случае всякое наслаждение обречено на исчезновение. Подобно тому как это исчезновение само по себе является мучением, таким же мучением являются и мысли о нём, поскольку во втором случае движение носит не круговой, а односторонний характер. Таким образом, это наслаждение обречено на вечную смерть…»

Рисале-и Нур: ‘Месневи-и Нурие’