О Могущественный Создатель! О Мудрый Правитель! О Милостивый Покровитель!
С помощью учения Почтенного Посланника (Мир Ему и Благо) и урока Мудрого Корана я понял и уверовал, что подобно тому как растения и деревья знают Тебя и сообщают о Твоих священных качествах и Прекрасных Именах; так и среди таких созданий, как люди и животные, которые среди живых творений обладают душой, нет ни одного, которое бы своими внутренними и внешними органами, которые чрезвычайно точно, как часы, работают и заставляются работать в его теле; и своими инструментами и чувствами, которые размещены в его теле с тонким порядком, с чрезвычайной точностью и с очень важными пользами; и своим телесным снаряжением, сотворённым и размещённым в его теле с мастерством, в очень мудрой расстановке и в точном равновесии, не свидетельствовало бы о необходимости Твоего бытия и о проявлении Твоих качеств. Ибо, конечно же, в настолько предусмотрительное, ювелирное искусство, в настолько разумную, тонкую мудрость и предусмотрительное, точное равновесие не может вмешаться слепая сила, неразумная природа и беспутная случайность, это не может быть их работой, это невозможно. А чтобы они образовались сами по себе в таком виде – это стократная нелепость и невероятность. Ибо в таком случае каждый атом (каждого создания) должен иметь способность творить, видеть, знать каждую его вещь и образование его тела, и даже всё, с чем оно связано в мире, словно бог, он должен иметь некое всеохватывающее знание и могущество, и после этого ему можно будет передать сотворение тела, и можно будет сказать: “Происходит само по себе”.
И в совокупности этих созданий проявляется единство управления, единство видов и родов, единство в том, что у всех имеются глаза, уши, рот, и в этом отношении видно единство печати сотворения. И в индивидуумах каждого вида наблюдается единство в печати мудрости, единство в их питании и сотворении, и они находятся внутри друг друга. И из этих обстоятельств нет ни одного, которое бы твёрдо не свидетельствовало о Твоём Единстве. И в отношении того, что в каждом индивидууме имеются проявления всех Имён (Творца), которые проявляются во Вселенной, они указывают на Твой Ахадият внутри Вахидията.
И как человек, так и животные, сотни тысяч их видов, распространённых по всей Земле, подобно некой организованной армии, своими снаряжениями, учениями, подчинением и повиновением, а также, начиная от самого маленького и до самого большого, своим упорядоченным исполнением повелений Божественного Правления, они свидетельствуют о степени величия этого Божественного Правления. И несмотря на своё множество, они сотворяются очень ценными; и вместе со своим совершенством они сотворяются очень быстро; и вместе со своей искусностью они сотворяются очень легко, что свидетельствует о степени грандиозности Твоего Могущества. Также они твёрдо свидетельствуют и о безграничной широте Твоей Милости, которая даёт пищу для всех живых созданий начиная от микроба до носорога, от самой маленькой мухи и до самой большой птицы, распространённых от востока до запада, от севера до юга; а также о безграничной широте Твоего Господства в отношении того, что каждое из живых созданий подобно некоему покорному воину несёт свою естественную службу, а поверхность земли каждой весной становится неким лагерем для армии, которая призывается вновь вместо демобилизованных осенью.
И подобно тому, как каждое из живых созданий, представляя собой некое маленькое подобие и уменьшенный пример Вселенной, своим сотворением с очень глубоким знанием и с весьма тонкой мудростью, создаваясь безошибочно, безупречно, без смешения смешанных элементов и разнообразного множества форм всех живых существ, по количеству своих индивидуумов указывают на всеохватность Твоего Знания и на всеобъятность Твоей Мудрости. Так и каждое из них, искусно и прекрасно сотворяясь в степени чуда искусства и дива мудрости, указывает на совершенную Красоту и великолепную Прелесть Божественного Творчества, очень любимого Тобой и демонстрацию которого Ты желаешь; и каждое из них, и особенно детёныши, своим питанием, которое происходит очень нежно и заботливо, и в отношении удовлетворения их желаний, они бесчисленным множеством знамений показывают сладкую прелесть Твоей Милости и Заботы.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Посох Мусы: Восьмой довод о Вере‘)