Нелепость приписывания сотворения Причинам

О человек! Знай, что имеются страшные слова, высказываемые людьми и выражающие безверие. Верующие же, не понимая смысла, употребляют их. Из важнейших изложим три из таких фраз.

Первая: “Создают причины”, то есть: “Причины создают данную вещь”.

Вторая: “Возникает само по себе”, то есть: “Само по себе возникает, отмирает”.

Третья: “Естественная необходимость”, то есть “Естественное; природа вызывая необходимость, творит вещи”.

Да, поскольку создания существуют и они не отрицаются, и каждое создание возникает искусно и мудро; и поскольку они не извечны, возникают впоследствии, – в любом случае, о безбожник! – ты вынужден сказать, что это создание (например, вот это живое существо):

1 – создали причины сего мира, то есть оно возникает совокупностью причин;

2 – или что оно формируется и создаётся само по себе;

3 – или, являясь необходимостью природы, возникает под её воздействием;

4 – или же оно сотворяется могуществом одного Всемогущего Творца.

Поскольку, как судит разум, кроме этих четырёх других путей нет, если твёрдо будет доказано, что первые три пути нелепы, невозможны, неприемлемы, то неизбежно и несомненно остаётся только четвёртый путь – путь единобожия.

ИТАК, ПЕРВЫЙ ПУТЬ

Формирование и возникновение вещей совокупностью причин. Из очень большого количества нелепостей, имеющихся на этом пути, отметим лишь три из них.

Первая нелепость. Предположим, что в некой аптеке имеются сотни стеклянных колб наполненных весьма разнообразными веществами. Из этих веществ потребовалось изготовить некую живую мазь. Кроме того, из этих же веществ понадобилось изготовить некое чудодейственное жизнеспособное лекарство. Придя в аптеку мы увидели, что в ней в большом количестве имеются отдельные экземпляры тех мазей и лекарств. Исследуя каждое из них, мы обнаружили, что из каждой стеклянной колбы в определённой мере взяты различные количества веществ: по одному-два дирхема – отсюда, по три-четыре дирхема – оттуда, по шесть-семь – с прочих, и так далее. Если из одной колбы будет взято на один дирхем меньше или больше, то мазь не сможет стать живой, не сможет проявить свои особые свойства. Мы также исследовали жизнеспособное лекарство. Из каждой колбы в определённой мере взято столько вещества, что если его будет хоть на величину атома меньше или больше, лекарство потеряет свои свойства. Колб было более пятидесяти, и из каждой из них вещества были взяты в определённой мере и к тому же в различных количествах. Интересно, имеется ли какая-либо возможность и вероятность, чтобы различные вещества, разлившиеся из-за опрокинутых по нелепой случайности или из-за ветреной погоды колб, потекли лишь точно в количестве, взятом из каждой колбы, а затем, вместе соединившись, образовали ту мазь? Интересно, есть ли что-либо абсурднее, нелепее и невероятнее этого? Если осёл станет двукратным ослом, а затем превратится в человека, то и он убежит, сказав: “Я возражаю против такой мысли”.

Так вот, подобно этому примеру, каждое живое существо несомненно является некой живой мазью, а каждое растение – неким жизнеспособным лекарством, которые состоят из большого количества химических составов, из огромного разнообразия веществ, взятых в особой, чрезвычайно точной мере. Если приписать это причинам и элементам и сказать, что всё это создали причины, это будет точно так же далеко от разумного, абсурдно и невозможно, как образование той мази в аптеке из-за опрокинутых колб.

Вывод. В этой великой аптеке Вселенной, вещества живых организмов взятые в мере установленной предопределением Извечного Мудрого, могут образоваться благодаря безграничной мудрости, беспредельному знанию и всеохватывающей воле. Несчастный, который считает, что это является работой слепых, глухих, не знающих меры и текущих подобно сели совокупности элементов, природы и причин, ещё более глуп, чем безумный невежда, считающий, что то удивительное лекарство возникло само по себе из-за опрокинутых колб. Да, эта безбожная мысль – это безумный, бессмысленный вздор.

Вторая нелепость. Если всякая вещь не будет отнесена Единственному Всемогущему Творцу, а будет приписана причинам, тогда будет необходимо чтобы многочисленные элементы и причины мира принимали участие в создании каждого живого существа. Между тем, чтобы в таком маленьком живом существе, как муха, в величайшей гармонии, в чрезвычайно точно определённой мере и в абсолютном взаимосогласии самопроизвольно скопились различные и противоположные друг другу причины – это является такой явной нелепостью, что обладающий крупицей разума скажет: “Это нелепо, этого не может быть!” Да, маленькое тельце мухи связано со множеством элементов и причин мира, а точнее даже это их концентрат. Если не отнести её сотворение Извечному Всемогущему, тогда эти материальные причины должны сами находиться рядом с её тельцем, и даже проникнуть внутрь его. И даже понадобится, чтобы они проникли в клеточку её глаза, являющуюся маленьким подобием её тельца. Дело в том, что причина, если она материальна, должна находиться возле и внутри той вещи, которая возникла под её воздействием. В таком случае придётся согласиться, что в этой клеточке, где не умещаются подобные кончику иглы ножки двух мух, как мастера трудятся основы Вселенной, элементы и природа, фактически присутствуя внутри неё.

Так вот, даже самые глупые из софистов стыдятся такого учения.

Третья нелепость. Согласно этому бесспорному правилу:

اَلْوَاحِدُ لَا يَصْدُرُ اِلَّا عَنِ الْوَاحِدِ

“Если какое-либо создание целостно и едино, то несомненно оно может произойти от кого-то одного, из одних рук”. В особенности если это создание находится в величайшей гармонии, обладает точной соразмерностью и удостоено всеохватывающей жизни. Это очевидно свидетельствует о том, что оно произошло не от многочисленных “рук” (“производителей”), порождающих противоречия и беспорядок, а напротив, из одних рук, которые весьма Могущественны и Мудры. Несмотря на это, а также на то, что бесконечное множество вероятностей, а также концентрация и соприкосновения лишь умножают слепоту и глухоту причин, приписывать то гармоничное, соразмерное, уникальное создание бесчисленному множеству неживых, немыслящих, агрессивных, неразумных, беспорядочных, слепых, глухих природных причин – это так же далеко от разумного, как согласиться сразу со ста нелепостями. Допустим мы закрыли глаза на эту нелепость, но безусловно воздействие материальных причин будет оказываться через соприкосновение и контакт. Однако контакты этих природных причин с живыми существами происходят снаружи. Между тем мы видим, что внутреннее содержание этих живых существ, до которого не дотягиваются и с которым не могут контактировать “руки” природных причин, в десять раз ещё более упорядоченнее, тоньше, творчески ещё совершеннее, чем их внешнее проявление. Мельчайшие живые организмы и существа, к которым ни с какой стороны не могут подступиться со своими инструментами “руки” материальных причин, и с которыми даже внешне они полностью не могут контактировать, творчески ещё более удивительны, по сотворению ещё более оригинальны, чем самые большие создания.

И приписывать их, несмотря на этот факт, этим неживым, немыслящим, грубым, далёким, громоздким и противоположным друг другу глухим, слепым причинам возможно лишь являясь в сто раз ещё более слепым, и в тысячу раз – ещё более глухим!..

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )