Врата Великодушия и Милости, которые являются проявлениями имён Щедрый и Милосердный.
Возможно ли вообще, чтобы у Господа этого мира обладающего, судя по видимым Его творениям, неиссякаемой щедростью и великодушием, неисчерпаемой милостью, исключительным достоинством и невероятным усердием не имелось бы награды, достойной Его щедрости и милости и не было бы соответствующего Его достоинству и усердию наказания!
Да, проследив за процессом этих созданий нетрудно заметить, что начиная с самых слабых и беспомощных (Примечание 1) до самых сильных, всякому живому существу преподносится соответствующее ему пропитание. Самым слабым и бессильным даётся наилучшее питание. Каждому больному доставляется лекарство из самых неожиданных мест. С таким великодушием и щедростью проводятся церемонии угощения и пиршества, что становится явным, что эти дела принадлежат некой бесконечно щедрой руке.
Например, нетрудно понять, плодами, какой красивой и нежной милости является такое милосердие, которое нарядив все деревья в шелка в весеннее время, как райских дев, украсив их драгоценной вышивкой из цветов и плодов, делая их будто слугами, их изящными руками-ветвями преподносит нам различные, самые вкусные, самые искусные плоды. Лапками одного ядовитого насекомого кормит нас самым сладким мёдом. Руками безрукой гусеницы одевает нас в самые прекрасные и мягкие одеяния; и сохраняет для нас большую сокровищницу Своей милости в неком маленьком зёрнышке.
И за исключением человека и некоторых хищников, совершенно точное и внимательное исполнение своих обязанностей со стороны всех созданий, начиная от Солнца и Луны и малейших частиц, указывает на то, что это всеобщее великое благоговение и подчинения действуют по воле и распоряжению обладателя огромного величия и достоинства.
И то милосердное сострадание (Примечание 2), и та нежная пища, такая как молоко, которой вскармливают все матеря своих бессильных и слабых детёнышей, будь они из мира растений, животных или из мира людей, явно даёт понять, красота какой широкой милости за всем этим стоит.
Примечание 1: Твёрдым аргументом в пользу того, что дозволенное (халяль) пропитание добывается не посредством силы, а скорее даётся по причине нужды, является то, что бессильные детёныши питаются хорошей, приятной пищей, а сильные хищники с трудом находят своё пропитание, а также то, что несмышлёные рыбы упитанны и жирны, а сообразительные и хитрые лисы и обезьяны, беспокоящиеся о своём пропитании, – тощи и худы.
Следовательно, пропитание обратно пропорционально силе и воле. Насколько начинаешь полагаться на свою силу и волю, настолько же впадаешь в беспокойство о своём пропитании.
Примечание 2: То, что голодная львица будучи сама голодна, предпочитает себе своего бессильного детёныша, и отдаёт свою добычу ему; и то, что трусливая курица, защищая своего цыплёнка, бросается на собаку и на льва; и то, что дерево инжира, само питаясь грязью, питает чистым молоком, свои плоды – всё это очевидно показывает тому, кто не ослеп, что всё окружающее действует от имени бесконечно Милостивого, Щедрого и Сострадательного.
То, что такие существа, как растения и животные, которые не обладают разумом, совершают разумные и мудрые дела, несомненно показывает, что есть Некто Все Знающий и Мудрый. Который направляет и заставляет их действовать и которые в свою очередь действуют во имя Него…
(Рисале-и Нур: ‘Десятое Слово‘)