«… поскольку в единобожии сердце видит и душа чувствует Божественное совершенство и красоту, то все святые и праведники находят самое приятное удовольствие и самое сладкое духовное питание в чтении и повторении формулы единобожия, коей является фраза لاَ اِلٰهَ اِلاَّ اللّٰهُ (Нет божества, кроме Аллаха). И поскольку в формуле единобожия подтверждается Божественное величие и самодостаточность, а также абсолютная власть Господства Всевышнего, то Досточтимый Посланник (Мир Ему и Благо)повелел:
اَفْضَلُ مَا قُلْتُ اَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلٖى لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰه
То есть: “Самым благим и ценным из того, что сказал вам я и приходившие до меня пророки, являются слова لاَ اِلٰهَ اِلاَّ اللّٰهُ (Нет божества, кроме Аллаха).”
Да, когда такое маленькое благодеяние, дар и питание, как один плод, один цветок и один лучик света, представляют собой некое маленькое зеркало, с секретом единобожия они вдруг встают плечом к плечу со всеми своими подобиями, объединяясь с ними, и таким образом обращаются в большое зеркало того вида, которое показывает одну из форм Божественной красоты, особо проявляющуюся в этом виде. И посредством некой тленной, временной красоты показывают один из видов вечной Божественной красоты. И, как сказал Мавляна Джалялетдин:
اٰنْ خَيَالَاتٖى كِه دَامِ اَوْلِيَاسْتْ
عَكْسِ مَهْرُويَانِ بُوسْتَانِ خُدَاسْتْ
“Эти грёзы стали ловушкой для святых. Они – отражение цветов из сада Всевышнего”.
они становятся неким зеркалом красоты Аллаха. Иначе, если не будет секрета единобожия, тот единичный плод останется сам-по-себе. Ни той святой красоты, ни того святого совершенства он уже не покажет. Также и частичное сияние, находящиеся в нём, тоже угаснет и потеряется. Словно перевернувшись с ног на голову, из алмаза превратится в обычное стекло.
И с секретом единобожия в живых существах, являющихся плодами древа мироздания, проявляется некая личность Всевышнего, единственность Господа и, по семи качествам (Всевышнего), некий духовный лик милости Всевышнего, некое средоточие имён и олицетворение Того, к Кому обращена фраза:
اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَاِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ
“Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь” (Коран 1:5).
Иначе эта личность, единственность, лик и проявление расходятся по всей вселенной, рассеиваются и теряются. Они остаются видны только сердцам, глаза которых очень велики и объемлющи. Потому что величие и грандиозность становятся завесой, и сердца многих увидеть не смогут. И те единицы живых созданий весьма явно дают понять, что их Творец видит их, знает, слушает и исполняет как желает. За искусной созданностью этих живых существ вера, словно, видит духовные проявления и очертания некого могучего, независимого, слышащего, знающего и видящего. И особенно чётко эти духовные очертания и святые проявления, благодаря вере и секрету единобожия, наблюдаются за сотворённостью такого живого создания, как человек. Потому что в человеке имеются образцы таких смыслов, как знание, могущество, жизнь, слух и зрение, являющихся основами тех очертаний единственности. Посредством этих образцов его сотворённость указывает на эти основы. Потому что, например, дающий глаза, видит и эти глаза, и во всех тонкостях видит видимое этими глазами, после этого даёт их. Да, некий мастер, делающий для твоих глаз очки, сперва видит те очки, которые подойдут твоим глазам, затем делает их. И Тот, Кто даёт уши, конечно, Сам слышит то, что услышат эти уши, затем делает их и даёт. Сравните с этим и другие качества…
И в человеке есть узоры и проявления имён Аллаха, посредством них он свидетельствует о тех святых смыслах. И своей слабостью, бессилием, нуждой и неведением человек играет роль зеркала в неком другом виде: этими своими недостатками он свидетельствует о могуществе, знании, воле и им подобных качествах Того, Кто проявляет сострадание к его слабости и нужде, отправляя ему помощь. Итак, поскольку в пределах круга множества вещей, в самых разбросанных частях, в маленьких письмах, называемых живыми существами, благодаря секрету единственности ясно читаются сосредоточенные в них тысяча и одно имя Всевышнего, то мудрый Творец создаёт этих живых существ в очень больших количествах. И особенно в очень разнообразных видах Он размножает племена маленьких живых созданий, распространяя их повсюду.
(Рисале-и Нур ‘Лучи: Второй луч‘)