Человек как зеркало Божественных Имён

Тридцать первое Окно

لَقَدْ خَلَقْنَا الْاِنْسَانَ فٖٓى اَحْسَنِ تَقْوٖيمٍ ۞ وَ فِى الْاَرْضِ اٰيَاتٌ لِلْمُوقِنٖينَ ۞ وَ فٖٓى اَنْفُسِكُمْ اَفَلَا تُبْصِرُونَ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике (Коран, 95:4). ● На земле есть знамения для людей убеждённых, ● а также в вас самих, неужели вы не видите?»

(Коран, 51:20-21).

Это окно – окно человека и является субъективным. Препоручая подробное изложение субъективной стороны этого окна подробному разъяснению, имеющемуся во многих книгах праведных богословов, укажем лишь на несколько основ, взятых нами от света изобилия Корана.

Итак, как было изложено в “Одиннадцатом Слове”: “Человек – это такая содержательная единица, что Всевышний Аллах, через человеческое естество, даёт ему ощутить все Свои имена”. Передавая подробное объяснение этого другим “Словам”, здесь покажем лишь три пункта:

Первый пункт. Человек в трёх отношениях является зеркалом Божественных имён.

Первое отношение. Как ночной мрак даёт разъяснение свету, так и человек, слабостью и бессилием, нищетой и нуждой, недостатками и изъянами, сообщает о могуществе, силе, богатстве и милости Всемогущего Обладателя Величия. Таким образом, человек служит зеркалом многих Божественных качеств. Даже его совесть, в бесконечной слабости и бескрайнем бессилии, разыскивая точку опоры против бесчисленных врагов, постоянно обращается к Необходимо Сущему (Создателю). И в беспредельной нищете, среди бесконечных нужд, будучи вынужденной искать источник помощи для достижения своих бесчисленных целей, эта совесть опирается на Обитель Милосердного и Щедрого Обладателя Богатств, с просьбой о помощи. Значит, в каждой совести, относительно точки опоры и помощи, открываются два маленьких окна к милости Всемогущего и Милосердного, через которые она имеет возможность постоянного созерцания.

Второе отношение. Благодаря заложенным в человеке в виде неких образцов таким элементарным человеческим качествам, как его частичное знание, сила, зрение, слух, владение, власть и т.п., он отражает знание, силу, зрение, слух и Господствующую власть Хозяина вселенной. Понимает и сообщает о них. Например, думая: “Также как я построил этот дом и знаю, как это сделать, и вижу его, и владею им, и распоряжаюсь, так и у дворца этой громадной вселенной тоже имеется Некий Мастер. И этот Мастер её знает, видит, создаёт и управляет” – и так далее…

Третье отношение. Человек, посредством видимых в нём узоров, отражает Имена Бога. В содержательной сути человека очевидны узоры более семидесяти имён, некоторые из которых разъясняются в начале третьего раздела “Тридцать второго Слова”. Например, в его сотворении можно увидеть такие имена, как Творец и Создатель, в прекрасной человеческой слаженности – имена Милостивый и Милосердный, в прекрасном пропитании и заботе – Щедрый, Нежный и так далее… Всеми своими органами и частями тела, системами и инструментами, тонкостями и духовными качествами, чувствами и ощущениями человек показывает узоры разнообразнейших имён. Значит, подобно тому, как среди имён (Аллаха) есть одно величайшее имя, так и среди узоров тех имён есть один величайший узор, и этот узор – человек.

О, человек, считающий себя человеком! Читай самого себя! Иначе есть возможность стать таким человеком, который подобен неодушевлённому созданию или животному!..

Второй пункт. Указывает на некий важный секрет Единобожия.

Человеческий дух имеет такую связь со всем телом, что равносилен направлять все его органы и части на помощь друг другу. То есть, для правил созидания, являющихся проявлением воли Всевышнего и для духа, являющегося законом-повелением, надевшим на себя по тем правилам внешнее существование, и являющегося нежным чувством, эти органы и части, в управлении ими, а также в возможности слышать их духовные голоса и видеть их нужды, друг другу не мешают. И не причиняют затруднений для духа. Самое дальнее для него равносильно самому близкому, не затмевая одно другого. Если он пожелает, то может отправить большую их часть на помощь какому-либо одному органу. Если захочет, то каждой частью может познавать, ощущать и управлять. И даже, если он обладает световой многогранностью в таком случае может видеть и слышать каждой её частицей.

И подобно этому, وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى   «Аллаху присущ наивысший пример» (Коран 16:60) поскольку дух, являющийся одним законом-повелением Аллаха, в маленьком мире, коим являются человеческое тело и его органы, показывает такое положение, то во Вселенной, являющейся миром великим, для всеохватывающей воли и абсолютного могущества Творца не представляют никакой сложности эти бесчисленные дела, бесчисленные голоса, бесчисленные просьбы и бесчисленные процессы. Они не затрудняют действия других. Не путают и не предоставляют хлопот для Всевышнего Создателя, Он видит всё одновременно и слышит сразу все их голоса. Не важно близко или далеко. При желании отправит всё на помощь одному. Посредством всего может видеть каждую вещь и слышать её голос. Благодаря всему знает обо всём, и так далее…

Третий пункт. У жизни есть важная суть и некая значительная обязанность, но поскольку об этом подробно изложено в “окне” жизни и в Восьмом слове “Двадцатого Письма”, то передавая это объяснение им, напомним лишь о следующем.

Переплетённые узоры жизни, кипящие в виде чувств, прекрасно указывают на многие имена и сущностные качества Живого, Сущего Творца. Но, поскольку для тех, кто не знает Аллаха и не владеет утвердительной верой, время объяснения этого секрета ещё не наступило, эти двери мы закрываем.

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)

One Comment

Leave a Comment

E-posta adresiniz yayınlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir

*