По свидетельству мудрой деятельности и видящего хозяйствования во вселенной, эти творения изобретаются и создаются с неограниченными качествами и именами Мудрого Правителя, Великого Обладателя Совершенства, а также с Его бескрайним, абсолютным знанием и могуществом.
Да, неким твёрдым чутьём из этих творений становится понятно и даже видно, что у Этого Творца есть власть и повелительство в степени всеобщего господства,.. и величие и грандиозность в степени абсолютного всемогущества,.. и совершенство и самодостаточность в степени абсолютной божественности… и не входящие ни под какие ограничения, не имеющие никаких пределов деятельность и царство. Власть же и величие, совершенство, самодостаточность, абсолютность, охват, безграничность и бесконечность необходимо требует единственности; они противоречат сотрудничеству и вмешательству.
Что же касается свидетельства о единственности, несомого властью и повелительством, то оно весьма твёрдым образом было доказано во многих местах “Рисале-и Нур”. Основная суть этого такова:
Чертой и необходимостью власти являются независимость, обособленность и отвержение чужого вмешательства. Даже люди, из-за своей слабости весьма нуждающиеся в помощи, в отношении тени той власти, отвергают вмешательство других и сохраняют свою независимость. По этой причине в одном государстве не находятся два правителя, в одной области не правят два губернатора, в одном районе – две главы и даже в одном квартале – две старосты. Если это случится – наступит хаос, начнутся волнения, и порядок нарушится. Если даже среди слабых и нуждающихся в помощи людей тень власти в такой степени отвергает и не приемлет чужого вмешательства и сотрудничества, конечно, у Абсолютно Всемогущего, пречистого от слабости, власть, имеющая образ господства (рубубията), не приемлет сотрудничества и чужого вмешательства ни в каком отношении. Точнее, она весьма сурово их отвергает и яростно прогоняет от себя тех, кто мнит многобожие и верит в него. Итак, яростные и суровые изложения Мудрого Корана против многобожников исходят из этой истины.
Что же касается свидетельства о единственности, выражаемого величием и грандиозностью, то оно также с очень блестящими доводами изложено в “Рисале-и Нур”. Здесь будет дано указание лишь на один, очень краткий смысл.
Например, также как величественный свет солнца и его грандиозное сияние ни с какой стороны не оставляет нужды в находящихся рядом других слабых светильниках, не давая им никакого влияния, также величие и грандиозность Божественного могущества не оставляют никакой нужды ни в какой другой силе и ни в каком другом могуществе, не давая им никакой доли в созидании и никакого истинного влияния. И особенно невозможна передача другим, живых и разумных созданий, являющихся местом средоточия и основой всех Господних замыслов во Вселенной. И совершенно ни в каком отношении невероятна передача в другие руки целей сотворения человека, плодов, результатов и частных состояний живых созданий, являющихся местами и источниками проявления бесчисленных видов благ. Например, если некое живое существо, за своё частное исцеление или пропитание или наставление на верный путь, будет по-настоящему признательно кому-то другому кроме Аллаха, и будет преклоняясь восхвалять кого-то другого, то это затронет величие Господства, заденет грандиозность Божественности, коснётся абсолютной единственности Достойного Поклонения, огорчит Величественность Всевышнего.
Что касается указания на секрет единственности, содержащегося в совершенстве, то оно вновь с прекрасными подтверждениями излагается в “Рисале-и Нур”. Весьма краткий смысл его таков:
Сотворение небес и земли явно требует некого весьма совершенного абсолютного могущества. Скорее, удивительные системы каждого живого существа также нуждаются в неком абсолютно совершенном могуществе. Совершенство же некого абсолютного могущества, пречистого от слабости и свободного от ограничений, конечно, делает необходимым единственность. Иначе потребуется вложить в совершенство изъян, поставить оговорки под абсолютностью, ограничить безграничность, бросить самую мощную силу на дно самой бессильной слабости, и некому бесконечному могуществу, когда оно является бесконечным, поставив ограничение, положить конец.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)