Удовлетворение потребностей и желаний созданий указывает на Единобожие

ТРИДЦАТЬ ТРИ ОКНА

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

 سَنُرٖيهِمْ اٰيَاتِنَا فِى الْاٰفَاقِ وَفٖٓى اَنْفُسِهِمْ حَتّٰى يَتَبَيَّنَ لَهُمْ اَنَّهُ الْحَقُّ اَوَلَمْ يَكْفِ بِرَبِّكَ اَنَّهُ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ شَهٖيدٌ

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Коран, 41:53).

Вопрос. Желаем в сжатом и кратком виде услышать объяснение того, каким образом, по сообщению этих двух содержательных аятов, человек и вселенная, являющиеся малым и большим мирами, указывают на необходимость существования и единственность Аллаха, на Его качества и деятельность. Потому что неверующие зашли слишком далеко, говоря: “До каких пор мы будем воздевать руки со словами:

 وَ هُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ   «…Он над всякой вещью мощен» (Коран, 67:1).

Ответ. Все написанные тридцать три “Слова” являются тридцатью тремя каплями из моря этого аята и из распространяемого им океана света истины. Если прочтёте их внимательно, то сможете получить ответ. Сейчас же мы укажем на одну каплю, просочившуюся из того моря.

Представим, что некий чудотворец пожелает построить один большой дворец. В первую очередь он правильно устроит основания, заложит прочный фундамент. Устроит их в виде, соответствующем будущим целям и замыслам. Он искусно поделит пространство на помещения и секции, после чего приведёт те помещения в порядок и обустроит. Затем украсит их узорами и осветит электрическими лампами. Затем, для разнообразия и обновления своих искусств и благодеяний, на каждом этаже того величавого и расписного дворца он покажет всё новые и новые изобретения, изменения и преобразования. В каждом помещении установит по одному телефону, связанному со своим расположением, и откроет по одному окну, из которого это расположение можно увидеть.

И точно также, وَ لِلّٰهِ الْمَثَلُ الْاَعْلٰى   «Аллаху присущ наивысший пример» (Коран 16:60) Всевышний Творец, Мудрый Правитель, Справедливый Судья, Бесподобный Создатель, носящий тысячу одно Святое Имя, пожелал сотворить этот большой мир – дворец Вселенной, это древо мироздания. В течение шести дней Он по правилам мудрости и по законам извечного знания установил основы того дворца и корни того дерева. Затем, разбив его на верхние и нижние уровни и ветви, по законам предопределения устроил и описал их детали. Затем упорядочил каждое племя созданий и каждый их уровень в согласии с правилами творчества и благосклонности. Затем нарядил каждую вещь и каждый мир, украсив их подходящим для них образом, например: небо – звёздами, землю – цветами и т.д. Затем, проявляя Свои имена на территориях тех всеобщих законов и всеобщих правил, осветил их. Затем, в неком особом виде устремил на помощь созданиям, стонущим под гнётом тех всеобщих законов, Свои имена Милостивый и Милосердный. Это значит, что среди тех всецелых и всеобъемлющих правил существуют особые Его благоволения, особая поддержка, поэтому любой нуждающийся в любое время может обратиться к Нему за помощью и может взглянуть на Него. Ведь для этого в каждом месте, на каждом уровне, в каждом мире, в каждом роде, в каждой особи и в каждой вещи Он отворил окно, обращённое к Нему, то есть, сообщающее о Его существовании и единственности. Установил в каждом сердце некий телефон.

Сейчас мы не сможем рассказать обо всех этих бесчисленных окнах, так как это, конечно, превышает наши возможности. Передав их всеобъемлющему Божественному знанию, мы лишь сообразно благословенному числу “тридцать три” тасбихата после намаза, в кратком и сжатом виде укажем на “Тридцать три Окна” “Тридцать третьего Слова” и “Тридцать третьего Письма”, являющиеся сияниями аятов Корана, а объяснение их оставим другим “Словам”.

Первое Окно

Мы ясно видим, что все существа, особенно являющиеся живыми, имеют весьма разнообразные потребности и желания. И всё то желаемое и потребное направляется к ним на помощь и выдаётся в нужное и подходящее время оттуда, откуда они не ожидают, не знают и куда не дотягиваются их руки. Своих сил у этих нуждающихся не хватает даже для достижения самой маленькой из тех потребностей, их руки не достают даже до неё. Взгляни на себя: подобно твоим внешним и внутренним чувствам и их потребностям, нуждаешься в бесчисленных вещах, до которых не можешь дотянуться. И сравни с собой всех живых существ.

Так вот, как каждое из них по отдельности свидетельствует о необходимости существования Всевышнего и указывает на Его единственность, так и своей общей массой это состояние и то положение – как солнечный свет показывает Солнце – показывает разуму за завесой скрытого одного Необходимо Сущего, Единого и Единственного (Творца), Которому присущи Имена Щедрый, Милостивый, Заботящийся и Предусматривающий.

А теперь, эй неверующий невежда, эй беспечный грешник! Чем ты можешь объяснить эту мудрую, предусмотрительную и милосердную деятельность?.. Может глухой природой? Или слепой силой? Или может бессильными и безжизненными причинами?..

 

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать Третье Слово‘)