Три пути к Истине

За восемь лет до написания данной темы, в Стамбуле, во время священного Месяца Рамадан, в момент превращения Прежнего Саида, державшего связь с учением философии, в Нового Саида, я, размышляя о трёх течениях, на которые указывается в Благословенной Суре Фатиха

صِرَاطَ الَّذٖينَ اَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لَا الضَّٓالّٖينَ

«Путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал Твой гнев, и не заблудших» (Коран, 1:7)

увидел следующий воображаемый случай, происшедший в мире Мисаль, подобно некому сновидению:

Я увидел себя в некой огромной пустыне. Тёмный, мрачный, гнетущий слой облаков покрыл всю поверхность Земли. Не было ни ветерка, ни света, ни воздуха, ни воды. Мне представилось, что всё вокруг заполнено волками и другими вредными, хищными созданиями. Мне пришло на ум, что на обратной стороне Земли есть и свет, и приятный ветерок, и живительные воздух и вода, и мне необходимо туда добраться. Я увидел, что какая-то сила тянет и подталкивает меня туда помимо моей воли. И я вошёл внутрь земли в некую туннелеподобную пещеру. С каждым шагом я углублялся вовнутрь Земли. И я увидел, что много людей шло по этому подземному пути намного раньше меня, и все они утонули и задохнулись. Я видел следы ног, оставленные ими. В какие-то моменты я слышал голоса некоторых из них, но потом прекращались и они.

О мой брат, воображение которого участвует в моем воображаемом путешествии! Та земля – это природа и натуралистическая философия. А тот туннель – это учение, которое измыслили философы своими умами, стараясь открыть путь к истине. А те увиденные мной человеческие следы – это следы таких знаменитостей, как Платон и Аристотель. (Примечание). А голоса, которые я слышал, принадлежат таким гениям, как Ибн Сина и Аль-Фараби. Конечно, некоторые слова и законы Ибн Сины я кое-где слышал. Но после они также полностью умолкали. Он не смог пройти дальше, а значит – утонул. Как бы то ни было, дабы избавить тебя от любопытства, я показал тебе под завесой воображения некий кусочек истины. А сейчас я возвращаюсь к своему путешествию.

И как только я продвинулся дальше, то увидел, что мне выдали две вещи. Одной из тех вещей был электрический фонарик, который рассеивал мрак подземной природы. А другой вещью был некий инструмент, с помощью которого дробились на мелкие кусочки огромные скалы и камни величиной с гору, открывая тем самым мне путь. Мне шепнули на ухо: “Эти лампа и инструмент выданы вам из сокровищницы Корана”. И так, я долго шёл таким образом, и вдруг обнаружил себя на другой стороне Земли. Царила прекрасная весенняя пора. Солнце светило в безоблачном небе, дул ласкающий душу ветерок. Везде сочилась живительная вода, и повсюду присутствовала радость. “Хвала Аллаху!”, – сказал я, а затем увидел, что не являюсь сам себе хозяином. Кто-то испытывает меня.

Вдруг я опять обнаружил себя в исходном положении, в той великой пустыне, под теми удушающими облаками. Теперь некто звал меня и приглашал идти по другому пути. На этот раз я не пошёл по подземному пути, а, совершая прогулку и путешествие, проделывал путь по поверхности Земли, чтобы снова добраться до другой её стороны. Во время этого моего путешествия мне приходилось видеть такие удивительные вещи, такие чудеса, что их невозможно описать языком. Море злилось на меня. Пугала буря. И вообще, все окружающее препятствовало мне. Однако, опять же, данное мне Кораном средство передвижения помогало мне одерживать победу над этими трудностями и продвигаться дальше. Продвигаясь вперёд, я видел повсюду мёртвые тела путников. Лишь один из тысячи их завершал это путешествие в здравии. Наконец я избавился от того облака и, перейдя на обратную сторону Земли, встретился с прекрасным Солнцем. Я вдохнул свежий воздух, приносимый ласкающим душу ветерком, и сказал: “Альхамдулиллях!” “Вся Слава Аллаху!”. И с наслаждением начал созерцать этот подобный Раю мир.

Затем я увидел, что есть некто, который не даёт мне там остаться. Будто желая показать мне ещё один путь, он в мгновение ока забрал меня в ту самую ужасную пустыню. Я поднял взор и увидел, что сверху спускаются подобные лифтам различные приспособления, некоторые из которых похожи на самолёты, другие – на автомобили, а некоторые – на плетёные корзины. И тот, кто в зависимости от своей силы и способности прыгает в одно из них, начинает подниматься наверх. Я тоже прыгнул в одно и увидел, что в течение всего одной минуты оно подняло меня выше облаков. Я поднялся на вершину прекрасной, украшенной и утопающей в зелени горы. Те облака остались далеко внизу, не доходя даже до середины горы. Везде чувствовалось нежное дуновение ветра, везде был чистейший воздух, всё освещал приятный свет. Я оглянулся. Повсюду были полные света жилища, подобные тем лифтам. Я даже видел их во время предыдущих двух путешествий и на той стороне Земли. Но тогда я не знал что это означает. Теперь же понимаю, что они – проявления и отражения аятов Мудрого Корана.

Итак, первый путь, на который указывает выражение:

وَلَا الضَّٓالّٖينَ  «… и не заблудших» – это путь завязших в природе и носящих идеи натурализма. Все вы почувствовали, сколько затруднений имеется на этом пути, мешающих достижению истины и света.

Второй путь – это путь, на который указывает выражение:

غَيْرِ الْمَغْضُوبِ  «не тех, на кого пал гнев…» – это путь тех, которые поклоняются причинам и придают им способность созидания, а также тех, которые, подобно философам Перипатетикам, хотели открыть путь к сути истин и к познанию Необходимо Сущего Творца только лишь посредством разума и размышлений.

А третий путь, на который указывает выражение:

اَلَّذٖينَ اَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ  «путём тех, кого Ты облагодетельствовал…» – это обширная, светлая дорога приверженцев Корана, людей истинного пути. Это самый короткий, самый безопасный, небесный, светоносный, дарованный Всевышним путь, который открыт для всех.


Примечание: Конечно же, если ты скажешь: “Кто ты такой, что выступаешь против таких знаменитостей? Разве ты, будучи величиной с муху, можешь вмешиваться в полет орлов?”.

То в ответ я скажу: “В том случае, когда у меня есть такой извечный учитель, как Коран, на пути истины и знания я не вынужден придавать этим орлам, которые являются учениками заблудшей философии и мнительного разума, цену даже величиной с крылышко мухи. Насколько бы я ни был ниже них, также их учитель в тысячи раз ниже моего учителя. По благоволению моего учителя, материя, которая их утопила и поглотила, не замочила даже моих ног. Конечно же, простой солдат, выполняющий законы и приказы великого царя, может выполнить более великие дела, чем маршал, подчинённый маленькому, слабому царю…”.

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцатое Слово‘)