Создатель всякой вещи — создатель Вселенной

…всякая вещь, особенно живые создания, имеют необыкновенно искусную сотворённость, косточка для своего плода, плод для дерева, дерево для всего вида, а вид для вселенной являются некими маленькими подобиями, некими уменьшенными копиями, некими сжатыми оглавлениями, некими краткими картами и духовными семенами, некими собирательными точками, с мудростью и знанием сцеженными, сдоенными и собранными со всей вселенной, некими каплями её закваски. Поэтому, Тот, Кто сотворяет одну из них, в любом случае, является Тем же, Кто сотворяет всю Вселенную. Да, семечко дыни создаёт явно Тот же, Кто создаёт дыню. Никто, кроме Него этого сделать не в силах, и это невозможно.

Да, мы видим, что каждая частица крови настолько организованна и выполняет так много обязанностей, что не уступит звёздам. И каждое красное и белое кровяное тельце настолько разумно исполняет задачи по защите и питанию тела, что справляется гораздо лучше любого самого хорошего продовольственного служащего и самого отличного солдата-защитника. И каждая клетка тела удостоена настолько точных процессов, систем прихода и расхода, что управляется прекраснее самого прекрасного тела и дворца. И каждая особь животных и растений несёт на своём лице такую печать, а внутри себя и в своей груди – такой механизм, что поставить эту печать и разместить этот механизм может только Тот, Кто создаёт всех животных и все растения. И каждый вид живых существ настолько упорядоченно распространён на земной поверхности и настолько взаимосвязано смешан с другими видами, что тот, кто не может одновременно создать все эти виды, управлять ими, заботиться и обеспечивать всем необходимым, кто не может сотворить и выткать этот весьма узорчатый, искусный и живой ковёр, покрывающий землю и сотканный из нитей четырёхсот тысяч видов растений и животных, тот не может сотворить и один вид и не может им управлять. Если сравнить с этим другие вещи, то становится понятно, что собрание вселенной представляет собой такое целое, которое в отношении созидания его и сотворения совершенно не приемлет разделения, и она является таким объединением, которое в отношении управления и господства расчленить невозможно.

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)