Создание вещей имеет место либо из ничего, либо в виде соединения из других элементов и существ. Если это будет придано одному-единственному Творцу, тогда, в любом случае, Он будет обладать охватывающим каждую вещь знанием и распространяющимся на всё сущее могуществом. И в таком виде вывести находящиеся в Его знании образы, дать внешнее существование вещам, имеющим теоретическое существование, и вывести их из внешнего небытия также легко, как чиркнуть спичкой или нанести некий проявляющий раствор на невидимую надпись, чтобы показать её глазам, или как перенести на фотобумагу образ, находящийся в объективе фотоаппарата. Также просто вещи, которые со своими планами, программами и нематериальными мерами находятся в знании Творца, по повелению “Кун фаякун” (Будь! – и оно сбывается), выводятся из внешнего небытия во внешнее существование.
Если созидание будет иметь вид составления и соединения, без сотворения из небытия, а в образе собирания из элементов с разных сторон, то и тогда, подобно сбору по сигналу трубы солдат некого отряда, разошедшихся для отдыха, и принятию ими упорядоченного вида, когда по причине лёгкости того управления и сохранения того положения всё войско словно представляет собой силу, закон и глаза своего командира… Точно также и частицы, находящиеся под командованием Царя Вселенной, а также другие, соприкасающиеся с ними создания, согласно правилам Его знания и предопределения и по законам Его всеохватного могущества, подобно силе, закону и слугам Этого Царя, привнося лёгкость, двигаются в заданном им направлении и приходят куда требуется. Для формирования тела какого-либо живого существа входят в некую определённую меру, являющуюся своего рода нематериальным шаблоном знания и предопределения, и остаются в ней.
Если вещи будут отнесены разным рукам, причинам и природе, то, согласно единому мнению всех обладателей разума, никакая причина, ни в каком отношении не может создавать из ничего, из небытия. Ведь, поскольку у той причины нет всеохватывающего знания и всепроникающего могущества, то небытие не может быть лишь внешним. Точнее, оно становится абсолютным небытием. Абсолютное же небытие ни коим образом не может быть источником бытия. В таком случае, причина должна будет составлять. Между тем, особые частицы для составления и соединения тельца некой мухи или некого цветка могут быть собраны с поверхности земли после просеивания через очень тонкие сита, лишь потом они с тысячами сложностей могут прийти в то тело. Но и после прихода, для того, чтобы сохранять в том теле точное положение и не распадаться – поскольку нематериальный и теоретический шаблон отсутствует – потребуется некий материальный и природный шаблон, а скорее, столько этих шаблонов, сколько имеется органов и членов, дабы те пришедшие частицы сформировали тело того живого существа.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)
http://telegra.ph/Sozdanie-vseh-veshchej-odnim-edinstvennym-Tvorcom-05-01